Кино должно способствовать духовному воспитанию личности. В этом убеждена председатель Жюри короткого метра кинофестиваля «Лучезарный Ангел» Народная артистка Российской Федерации Елена Цыплакова.
– Елена Октябревна, вы возглавляете Жюри короткометражных фильмов кинофестиваля «Лучезарный Ангел». В чем, на ваш взгляд, отличительная особенность этого кинофорума?
– В том, что здесь происходит очень серьезный отбор кинофильмов. Выбираются те, которые затрагивают духовную жизнь человека.
Это очень важное отличие. Мы все в жизни своей постоянно, каждый день выбираем – что надо сделать, чего лучше не делать, как отреагировать на слова и поступки других людей. И выбор зависит от того, насколько у человека развиты ум, тело и, главное, душа. Если это все развито гармонично, если человек духовно полноценен, он делает правильный выбор. Так я понимаю выбор фильмов для кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Очень люблю этот фестиваль, он замечательный.
– Давно ли вы в нем участвуете?
– У нас с кинофестивалем крепкая дружба. Несколько лет назад я здесь показывала свою картину «На Тебя уповаю», была и ведущей, и в работе жюри участвовала. Очень приятно, что меня опять позвали руководить работой Жюри короткого метра.
– Вы сказали о духовной полноценности. Она дается человеку от природы или ее надо воспитывать?
– Есть церковный праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Хоть это событие не описано в канонических Евангелиях, но Православная Церковь это событие торжественно отмечает, потому что оно определило весь дальнейший путь, всю жизнь Пресвятой Богородицы. Для нас, сегодняшних людей, это прямое указание на то, что воспитание духовности в ребенке надо начинать как можно раньше. И тогда он естественно и нормально воспринимает понятия добра и зла, а вырастая, в состоянии отличить хорошее от плохого. То есть, опять же, сможет сделать правильный выбор.
Духовное воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. Заниматься этим должны в первую очередь родители. Школа, общество, все остальное – может быть потом. Но желательно, чтобы родители сами были воспитанными.
– Венгерский педагог и композитор Золтан Кодаи говорил, что воспитание ребенка должно начинаться за девять месяцев до его рождения, а лучше – за девять месяцев до рождения его матери…
– Не так давно на заседании Оргкомитета кинофестиваля «Лучезарный Ангел», которое проходило под руководством Светланы Владимировны Медведевой, председатель Духовного экспертного совета фестиваля протоиерей Владимир Волгин рассказывал: когда у него родилась дочь, он спросил архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о том, как воспитывать ребенка. Тот ответил: хочешь, чтобы он не ругался – не ругайся; хочешь, чтобы не курил – не кури; чтобы не пил – не пей; чтобы не блудил – не блуди. Ребенок растет, развивается и воспитывается, глядя на родителей. Родители должны в душу ребенка закладывать то, что поможет ему сформироваться как духовно развитому человеку, противостоять искушениям. И тогда он сможет различать, кто ему дает советы – Бог или диавол.
– А какую роль в этом играет кино?
– Огромную. Ученые уже доказали, что 65% информации человек воспринимает глазами. Вербальная информация дает человеку не более 35% познания мира. Кино – это опосредованный жизненный опыт для любого человека, точнее, для человека смотрящего. Он, может быть, никогда не окажется в ситуации, которую видит на экране. Но она все равно входит в его подсознание. Татьяна Черниговская, виднейший специалист по нейропсихологии, говорит: «То, что человек воспринимает через искусство, то, что связано с образованием и воспитанием, базируется на личной эмпатии, на личном участии». И я убеждена, что нам нужно закладывать в свои произведения очень правильную информацию. Вся энергия смысла, которая с экрана воздействует на человека, входит в его подсознание.
– Показывать выбор между добром и злом?
– Апостол Павел в Послании к евреям писал: «Твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Вся драматургия построена на конфликте добра и зла. Но искусство существует не для того, чтобы любоваться этим конфликтом. Или любоваться злом. Человек не должен впускать зло в свою душу. Если этого барьера нет, человек слышит беса. И воспринимает его наущения как свои решения, как свои мысли. Человек становится бесноватым. А дальше идут действия.
– Вы говорите, что надо различать добро и зло, уметь делать выбор. Но ведь для того, чтобы в душе у человека происходили такие процессы, нужно время. А молодежь, поколение Z, люди, которым уже под тридцать лет, у которых «клиповое сознание», к этому не привыкли. Кино, в том числе и короткометражное, теперь тоже не любит долгих размышлений?
– Ваш вопрос справедлив лишь отчасти. С одной стороны, долго думающий герой на экране может быть не всегда и не всем интересен. Кому-то хочется видеть более динамичное зрелище. Да, сегодня люди очень быстро думают, быстро принимают решения. Согласна, «клиповое сознание» требует более энергичной подачи материала. И многие люди старшего поколения говорят: молодые люди привыкли быстро считывать информацию, у них мозг тренирован, растянутые истории они уже с трудом воспринимают. Я тоже отношу себя к старшему поколению. Но я думаю, что когда мы говорим о молодежи, мы слишком обобщаем проблему. Вся молодежь вот такая, все пенсионеры вот такие. Я работаю со студентами и вижу, что они все разные. Обобщения – это для киноведов. А я творческий человек и к каждому отношусь как к личности. Я, в этом смысле, индивидуалистка.
С другой стороны, конечно, изменение сознания зрителей должны учитывать создатели кинофильмов. Мы все меняемся, мы живем в другом пространстве. Раньше были кинотеатры и телевизор, а сейчас интернет – пожалуйста, можно найти все, что ты хочешь.
– Если набрать в поисковике «Смотреть короткометражный фильм…», появится множество предложений. Можно ли говорить о том, что короткий метр стал сегодня популярным зрелищем?
– Да он всегда был популярным.
– Но в кинотеатрах и раньше, и сейчас предпочитают фильмы «стандартных размеров». А все короткометражки разные – то 20 минут, то 50…
– Но сегодня есть много других способов смотреть короткий метр, кроме кинотеатров. Например, появились стриминговые платформы – смотрите, выбирайте. Но думаю, дело даже не в формате фильма. К сожалению, иногда продюсеры вынуждают делать просто глупые, примитивные фильмы в расчете на низкий интеллектуальный уровень зрителей.
Мне рассказывала знакомая такую историю. Она делала на телевидении документальный фильм, выискивала героев – умных, интересных людей. Продюсер сказал: «Что вы приносите мне всякую муть, а мне нужен простой материал для быдла из спальных районов».
Я тогда как раз участвовала в «Лучезарном Ангеле» и со сцены в Доме кино ответила: «Я тоже живу в спальном районе, но не считаю быдлом ни себя, ни своих соседей». Есть замечательная фраза, я люблю ее повторять: «Не считайте других глупее себя, можете ошибиться».
– А верно ли, что короткометражный фильм – это первые попытки молодых режиссеров заявить о себе? Почему они выбирают короткий метр – это легче и проще? И можно ли с коротким метром выйти на кинорынок?
– Все студенты выполняют курсовые и дипломные работы именно в этом жанре. На режиссерском факультете ВГИКа, где я училась, есть учебная киностудия, там будущие режиссеры снимают свои первые фильмы. И снимают именно короткометражки. В этих работах участвуют и студенты других факультетов – актеры, сценаристы, операторы и так далее. Это нормальная многолетняя практика. Кроме того, это своего рода дебют, который надо исполнить, прежде чем тебе дадут возможность снимать полнометражную картину.
После диплома я снимала картину «Гражданин убегающий» (СССР, 1988) по повести Владимира Маканина. Это было на «Мосфильме», в молодежном творческом объединении, которое так и называлось «Дебют». Эту ленту смотрел руководитель творческого объединения «Старт» Карен Шахназаров, и он предложил мне снимать полнометражный фильм «Камышовый рай» (СССР, 1989). Но я скажу, что, кроме молодых, сейчас короткометражки снимают очень многие уже известные режиссеры, проводятся фестивали короткого метра. Так что короткометражное кино – это очень многофункциональный жанр.
– Не могу не сказать о ваших актерских работах. На меня в свое время произвели сильнейшее впечатление две ваших первых роли, это Ира Федорова в фильме «Не болит голова у дятла» (СССР, 1974 год) и Таня Косицкая в ленте «Ключ без права передачи» (СССР, 1976 год). Я был поражен тем, как настраивается чуткое отношение взрослых к подростковым проблемам.
– Я отвечу коротко: Динара Асанова была чудеснейшим из режиссеров.
– «Краткость – сестра таланта»? Это применимо к короткому метру?
– Все зависит от сюжета. Хотя это выражение, по-моему, относится больше к разговорному жанру или к каким-нибудь выступающим с трибуны ораторам. К кино можно эту фразу отнести в том значении, насколько четко и ясно режиссер доносит смысл фильма. Наверное, это зависит от состояния сознания человека, его образованности, логичности мышления. Вообще, талант либо есть, либо его нет.
– Где артистам интереснее сниматься – в короткометражных или полнометражных фильмах?
– Знаете, у меня 108 ролей в кино. Я снималась и в сериалах, и в коротком метре. Плюс роли в Малом театре. Для меня важно, чтобы был качественный материал. Это основной критерий для оценки фильмов.
– На это вы будете обращать внимание при оценке фильмов кинофестиваля?
– Мы, члены Жюри короткого метра, будем смотреть на то, что режиссер хочет сказать, какие мысли желает выразить, как он подает материал, что для этого придумывает и так далее. У нас замечательный состав Жюри. С двумя экспертами я уже работала, они снимались в моих картинах. Это замечательная артистка Надежда Маркина и очень талантливый Сергей Маховиков – он не только артист, но и кинорежиссер, и сценарист, и автор, и исполнитель песен, и общественный деятель.
Я сейчас начинаю отсматривать присланные мне короткометражные фильмы. Мне это интересно. Думаю, нам будет что обсуждать, о чем говорить по поводу конкурсных фильмов. Потому что все картины, представленные на фестивале «Лучезарный Ангел», затрагивают самые важные темы нашей сегодняшней жизни.
Александр Трушин