Екатерина Соколова: «Родители должны находить время на общение с детьми»

Екатерина Соколова: «Родители должны находить время на общение с детьми»

Председатель Жюри анимационного кино «Лучезарного Ангела» Екатерина Соколова убеждена, что сегодня детям нужны разные фильмы. И если между родителями и детьми существует доверие и контакт, то жесткий контроль содержания не понадобится.

 

– Советская анимация стремилась к высоким нравственным примерам, иногда несла идеологическую нагрузку. Что можно сказать о современной анимации?

– Современная российская анимация очень разнообразна, и в этом ее преимущество. Раньше анимационные фильмы производились, в основном, на студии «Союзмультфильм» и в творческом объединении «Экран», а также на сравнительно небольших студиях союзных республик. Сейчас студий великое множество. Кроме «Союзмультфильма» это и «Шар», и «Пчела», и «Пилот», а также «Ярко», «Рики», «Мельница», «Светлые истории», «А-фильм», «Снега» и многие-многие другие.

Естественно, у каждой студии – свое лицо. Какие-то сосредоточены на детском и юношеском кино, кто-то делает упор на яркие авторские высказывания, кто-то дает возможность реализовать свои замыслы молодым авторам, какие-то студии создают серьезное психологическое взрослое кино, которое любят во всем мире. Современная анимация яркая, независимая и интересная. Она учит зрителя анализировать и дискутировать, думать, выбирать. В этом ее сильная сторона.

 

– С другой стороны, у многих современных детей колоссальная тяга к ужастикам, монстрам. И коммерческая мультипликация выпускает жутких Сиреноголовых, Скуби-туалет (живет в унитазе), Хагги Ваги и т.д. Может ли доброе детское кино конкурировать с этой продукцией, что-то ей противопоставить?

– Тяга к страшным историям у детей была во все времена. Вспомните, как в детстве мы любили рассказывать друг другу страшилки про черную руку и гроб на колесиках. Это неизбежный этап психического взросления и механизм борьбы со стрессом. По-моему, мультфильмам и персонажам из разных жанров не нужно конкурировать и противопоставлять себя друг другу. Все они нужны. Остросюжетные приключения, страшные и захватывающие истории, веселые, лирические, поэтичные, обучающие фильмы, герои положительные и, наоборот, пугающие и комичные – все должно гармонично сосуществовать. Тогда и дети, и взрослые зрители будут иметь возможность выбрать то, что нравится, что нужно для их развития или отдыха. И не надо никого ограничивать и загонять в рамки. Люди разные, кино разное.

 

– Но, например, мультипликаторы послевоенного поколения не изображали жестоких сцен. Борьба со злом всегда заканчивалась как-то комично (в отличии от диснеевской мультипликации, изобилующей жестокими сценами). Каким может быть зло в детском кино, и какова должна быть расправа с ним?

– Это вопрос спорный.  В советских мультиках рубили головы, бросали царей в кипяток и варили («Конек-Горбунок»), сажали Бабу-ягу на лопату и жгли в печи, никакого комизма. Все очень даже реалистично.

 

– Скорость событий в нынешней мультипликации и фильмах значительно возросла. Как вы относитесь к возросшему динамизму?

– Дети одинаковы во все времена – думают, реагируют, двигаются быстрее. В своем детстве мы очень любили сериал «Ну, погоди!» – как раз за скорость, динамизм, остроумие. И сейчас много фильмов и сериалов на любой вкус и скорость мышления, есть более медленные, повествовательные, «медитативные», а есть динамичные. Все дети разные, каждый смотрит то, что соответствует его характеру и особенностям.

 

– Но когда-то фильмы для детей принимала комиссия, которая руководствовалась строгими представлениями о должном. Не кажется ли вам, что и сегодня нужна такая же «приемка» для детского кино, анимации?

– А у нас такая есть – Министерство культуры РФ. Если фильм получил финансирование, его создатели отчитываются перед государством. Кроме того, на всех студиях есть худсоветы, которые и в процессе производства, и по окончании «ведут» автора, помогают ему. Профессиональный взгляд и советы очень важны.

 

– Нужны ли консультации детских психологов при создании фильмов и анимации для детей?

– Мнения психологов можно учитывать, но не нужно им следовать беспрекословно, иначе придется внедрять психологов во все сферы искусства – музыку, танцы, изобразительное искусство. Есть утвержденный возрастной рейтинг – этого обычно более чем достаточно.

 

– Отдельная проблема – увлечение детей в том числе младшего школьного возраста сетевыми играми, которые сегодня составляют конкуренцию детскому кинематографу. Сможет ли он выдержать эту конкуренцию, на ваш взгляд?

– Тут нет конкуренции, на мой взгляд. Мы же не называем конкурентами мороженое и телефоны. Хорошее кино дети всегда посмотрят, слух о нем разлетится по «сарафанному радио». Так же, как и книги дети не перестали читать, и в театры дети по-прежнему ходят. На хорошие популярные спектакли билетов нет на два месяца вперед.

 

– Что посоветуете родителям: насколько жестким должен быть контроль за тем, что дети смотрят в сети? За участием детей в играх?

– В первую очередь между детьми и родителями должно быть доверие и контакт, тогда никакой жёсткости не понадобится. И родители всегда должны находить время на общение с детьми. Должны быть совместные выходы – в кино, музей, зоопарк, кафе, в гости, куда угодно, но вместе. Детей затягивает интернет и игры, когда у них много свободного времени и нет альтернативы. Нельзя все свои проблемы с детьми сваливать на сеть, это слишком примитивно и легко.

 

– Кто может сегодня быть героем детского анимационного фильма – вы, наверняка знаете, на что дети откликаются лучше всего?

– Динозавры, роботы, феи и супергерои, кошечки-собачки, все, как раньше, дети довольно постоянны во все времена.

 

Хороший анимационный фильм предполагает, что там отличная музыка, хорошие стихи (в песнях), обаятельные герои. Есть ли сегодня все это у нашей киноиндустрии?

– У нас много выразительных средств. Есть достойные анимационные сериалы, которые можно спокойно предложить ребенку-дошкольнику. У «Союзмультфильма» это, например, «Зебра в клеточку», «Оранжевая корова» и многие другие. Музыку к «Оранжевой корове» пишет известный композитор Александр Зацепин. Автор музыки к сериалу «Зебра в клеточку» – Максим Дунаевский. Над озвучиванием работают замечательные актеры. Так что за качество этой продукции можно быть спокойными.

 

 – Как будете оценивать работы на кинофестивале, на что обращать внимание?

– Оценивать работы коллег очень непросто. Тем не менее, есть критерии, на которые мы всегда ориентируемся. Важна художественная составляющая. Анимационный фильм – это, в первую очередь, интересное изображение. Поэтому принципиальна работа художника-постановщика. Высоко ценятся интересное содержание, хороший сценарий – фильм должен производить впечатление и на искушенного любителя, и на простого зрителя. Важным является качество режиссуры – необходимо заставить человека волноваться, замирать, хохотать, сочувствовать героям, это умеет делать только режиссер, обладающий мастерством. Ценится интересный авторский стиль, новаторство, необычное видение, владение анимационными техниками…

Я могу еще долго перечислять. Ну, и конечно, есть то, что трудно описать словами — талант автора. Чувства, которые возникают (или нет), при просмотре фильма. Они, порой, заставляют нас забыть обо всех критериях, а просто плакать или смеяться. И это очень ценно.

 

Александр Трушин

поделиться :