В пресс-релизе XХII кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел», опубликованном сегодня на нашем сайте, назван фильм, который будет показан 31 октября на торжественной церемонии открытия кинофорума.
Фестиваль откроет картина режиссера Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки» (Россия, 2025) – о любви и даре старости. Создателям фильма и фантастическим актерам Светлане Крючковой и Александру Адабашьяну удалось сделать старость самоценной, интересной и захватывающей.
Предлагаем рецензию кинокритика Екатерины Даниловой.
Мы разучились смотреть медленное кино и разговаривать стихами. Мы забыли, как прекрасны бывают старики. Да, старики – не пожилые, не люди «серебряного возраста». Придумывая им пустые прозвища, скрадывающие их возраст, болезни и седые волосы, мы унижаем их – дескать, вы еще бодрячком, не надо о грустном. Мы унижаем себя – потому что трусим всерьез заговорить со стариками о том, о чем они думают и днем и ночью – о бездне, перед которой они стоят.
Фильм режиссера Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки» об этих сокровищах. Сначала кажется – утраченных, потом понимаешь, что спрятанных, чтобы не захватали их дрянные руки.
Супружеская пара доживает свой век в старой питерской квартире, заставленной старинной мебелью и книгами, завешанной фотографиями, повествующими о длинной и счастливой жизни семьи. Дети уехали, они остались вдвоем. До сих пор в доме живет память о блокаде: «Вот здесь, где диван, был сугроб снега. На нем лежала, когда умерла, мама». (Пять лет назад Андрей Зайцев снял «Блокадный дневник» (Россия, 2020), но, видимо, боль блокады не отпускает.)
Самым очевидным названием для этой ленты было бы «Любовь», если бы оно не отсылало к мрачной драме Михаила Ханеке. Хотя «Двое в одной жизни» – это именно о любви, о той любви, которая прекрасный и веселый дар.
Это, конечно, немного нечестно со стороны режиссера – пригласить на главные роли таких фантастических актеров, как Светлана Крючкова (Людмила Павловна) и Александр Адабашьян (Игорь Николаевич). Кажется, после этого режиссеру и делать больше ничего не надо. Мы с упоением погружаемся в медленный питерский быт, в разговоры Людмилы Павловны и Игоря Николаевича, с ними мы слушаем музыку, кряхтя, поднимаемся по лестнице в старом доме, вспоминаем пин-код банковской карты. Казалось, это счастье – полностью раствориться в игре актера, наслаждаясь каждым его словом и интонацией, не торопясь за сюжетом, да, честно говоря, и забывая о сюжете, – давно утрачено. Но нет. Этот дар нам явлен в игре Светланы Крючковой и Александра Адабашьяна. Эти двое шутят, заигрывают, обижаются, ссорятся, плачут, считают таблетки – и оторваться от чуда их жизни невозможно. В какой-то момент понимаешь, что лицо Людмилы Павловны – да, старое, да, в облаке седых волос – прекрасно и вдохновенно, а старенький Игорь Николаевич – мужественен и мудр.
Этим двоим удалось, казалось бы, невозможное – они реабилитировали старость. Они сделали ее самоценной, интересной и захватывающей. Не случайно соседской девочке Полине так хорошо в этом доме. Она сбегает к старикам при первой возможности. А зритель думает: «Ну-ка, что вы еще устроите?» – и наблюдает, как старики исполняют кошачью арию Россини, полную игривости и юмора, исподтишка пьют коньяк на пароходике, на котором катаются по питерским каналам («Прикрой меня»), повторяют свое объяснение в любви в стихах полувековой давности. «Нежнее нежного Лицо твое, Белее белого Твоя рука», – говорит Он. «В мире, где все – Плесень и плющ, Знаю: один Ты – равносущ Мне», – отвечает Она.
Учитесь у них! Формула счастья проста и невероятно сложна: любовь, музыка, литература и прекрасный город. Если этот пазл складывается, ничего не страшно.
А страшное здесь, рядом. От него никуда, у всех так. Сосед алкоголик устраивает дебоши и третирует близких. Это его дочь Полина находит утешение и укрытие в доме стариков.
Вскоре они становятся жертвами мошенников и лишаются всех накоплений. А самое главное – переживают ужас потери близкого человека. Людмиле Павловне сообщают, что муж попал в автомобильную аварию, сломал ноги и получил травму головы, срочно нужно дорогое лекарство. Но вот что удивительно: хотя злодеи изображены в фильме очень реалистично (и жулики, обманывающие Людмилу Павловну, и сосед-алкаш, и тетка-халда из управы, мы таких людей видели, и множество раз), но, попадая в мир этой пары, они оказываются карикатурны и убоги. Очень долго нам казалось, что простое (деньги, грубая сила и слово, обман и ложь) сильнее сложного. Что все эти книжки, музыка и высокие чувства ничего не могут противопоставить насилию и низости. А здесь мы видим – нет, не так. Этот интеллигентский набор – сильнее сильного, только он и дает возможность жить. Тупость, обман, низость не приносят счастья, не вызывают зависти. А эти двое – вызывают.
Людмила Павловна и Игорь Николаевич делают свои выводы из постигших их невзгод: всё, друг без друга на улицу не выходим. И вот они сидят вдвоем на лавочке в золотом осеннем дне на берегу Невы. Рядом собака Пуля, в телефоне – родные голоса сына и внучки. Впереди – вечность.
