Игумен Киприан (Ященко): «Доброе кино располагает к добрым помыслам и добрым делам»

Игумен Киприан (Ященко): «Доброе кино располагает к добрым помыслам и добрым делам»

Об истории создания кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел» рассказывает заместитель сопредседателя Оргкомитета кинофестиваля, кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).

 

«Лучезарный Ангел» прилетел

– Отец Киприан, вы стояли у истоков кинофестиваля, были одним из его отцов-основателей. А кто придумал название «Лучезарный Ангел»?

– О, мы, почти целый день сидели в Институте экспертизы образовательных программ, на Солянке. Думали-думали, остановились на «Ангеле», при этом решили, что должен быть какой-то очень красивый Ангел – золотой, серебряный, всякие перебирали эпитеты. И наконец пришли к «Лучезарному». А ещё тяжелее было придумать слоган – еще полдня просидели и вышли на «Доброе кино». А что с добрым кино может быть? И придумали такой девиз – «Доброе кино возвращается».

Но когда провели уже фестивалей 15, от Светланы Владимировны Медведевой поступило пожелание: «Хватит возвращать, пишите, что доброе кино вернулось».

Сейчас «Лучезарный Ангел» – просто фестиваль Доброго кино. Трудно сказать, что оно вернулось во всей полноте, подделок всё-таки больше, чем хороших фильмов, но доброе кино действительно есть, и заслуга фестиваля в этом немалая.

– А как и почему возник фестиваль?

– В 90-е годы, начале 2000-х отечественный кинематограф переживал тяжкий кризис, советского кино уже не было, а новое – хорошее, доброе – не появилось. И вот возникла дискуссия между церковными людьми и кинематографистами: может ли быть кино добрым, кассовым и массовым?

При поддержке и по благословению тогдашнего ректора МДА владыки Евгения (Решетникова) мы разработали программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Мы понимали, что в ней должен был быть какой-то яркий, зрелищный проект – так появился «Лучезарный Ангел».

Официальной точкой отсчета фестиваля стало 26 января 2005 года, когда в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в ходе Первого фестиваля духовно-нравственной культуры состоялось обсуждение концепции, содержания кинофестиваля и прошли первые кинопоказы. А в феврале 2006 года мы там же провели круглый стол, на котором присутствовали около тридцати архиереев, известные священники, представители всех ветвей власти, крупные кинематографисты. И люди Церкви сказали режиссерам: «Как вам не стыдно, что ж вы делаете-то? Что вы народу показываете? Вы же его растлеваете, развращаете?»

Они тогда как оправдались? Говорят: «Вы, батюшка, ничего не понимаете в кино. Кино – это бизнес. А бизнес будет успешным, если в фильме есть червоточина, страсть. А если кино бесстрастное – то оно скучное. Его смотреть никто не будет, и мы на нём ничего не заработаем».

Развернулась целая дискуссия: и по классике, и по современному кинематографу. Мы говорили, что Церковь не отвергает человека, не все люди святые и бесстрастные, но отвергает грех. Поэтому не должно быть ареола привлекательности греха на экране. Режиссеры упорно держались своей точки зрения. В итоге кто-то из кинематографистов предложил: «Ну, хорошо, если вы считаете, что может быть фильм нравственный и кассовый – сделайте его. И мы все тоже будем делать такие картины». Так мы и договорились.

 

Как нравственное кино сделать кассовым?

И я, помню, приехал к лаврскому духовнику отцу Кириллу (Павлову), рассказал ему о том, как мы спорили. Говорю: «Батюшка, возникла идея создать такой кинофестиваль, который будет собирать нравственные фильмы, но в то же время они могут быть кассовыми, для народа привлекательными».

Старец сразу согласился: «Правильно, делайте такой фестиваль!»

И мы начали искать – не только у нас, но и за рубежом – добрые фильмы. Помню, что на первый кинофестиваль мы нашли четыре картины. В природе не было таких фильмов. Мы немножко приуныли, думаем – ну, ладно, будем глубже копать, посмотрим исторические картины, Феллини возьмём, поднимем христианские архивы.

Но нам очень повезло, что в ноябре 2006 года состоялся III кинофестиваль (они тогда проходили дважды в год), и первый приз на нем получил фильм «Остров» Павла Лунгина. Оказалось, что это был самый кассовый и массовый фильм года – духовный, интересный, с юмором.

Его сценарий был написан по мотивам жития Филофея Киевского. Режиссер Лунгин поначалу вообще хотел создать кинокомедию на церковную тему. Но, когда начались съёмки, их участники полегли с разными болезнями, включая исполнителей главных ролей артистов Мамонова и Дюжева.

Тогда Пётр Мамонов собрал всех и говорит:
– Братья, мы здесь все умрём, если будем смеяться над Церковью.
– Что делать, – ему отвечают, – сценарий такой.
– Ну, сценарий сценарием, давайте какую-то меру знать.
– А как нам меру эту определить?
И он предложил:
– Давайте будем читать Иисусову молитву.

Его спрашивают – а что это такое? Он им объяснил.

Помните, фильм начинается с того, что Пётр Мамонов, который играл старца Анатолия, идет по болоту и читает – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Более того: и операторы, и осветители, и звукорежиссёры – все на съемках читали Иисусову молитву.

И они довольно быстро завершили фильм, который впоследствии стал известным: и в европейских странах, и в России. Действительно, это была картина, которую смотрела вся страна – с большим интересом, по многу раз, которая побуждала каяться, изменять свою жизнь, фильм получился очень благодатный.

…Как-то случилось мне возвращаться с Афона через Салоники. Я заехал к одной подвижнице, греческой старице Анисии, и подарил ей диск с фильмом «Остров» на английском языке. Она даже обиделась: мать Анисия – исихастка, духовная дочь старца Ефрема Аризонского, устроителя монастырей. Она говорит: «Не ожидала… Мы здесь кроме Иисусовой молитвы вообще ничего не знаем».

И вдруг через некоторое время получаю от нее телеграмму: «Отец Киприан, благодарим за фильм об Иисусовой молитве». Как оказалось, они посмотрели картину вместе с сестрами и пришли к выводу, поняли, что фильм не только начинается с Иисусовой молитвы – он вообще весь пронизан Иисусовой молитвой.

– Вывод: чтобы фильм был кассовым, массовым и духовным – надо читать Иисусову молитву при его создании?

– Да. По крайней мере, такой прецедент был. Но, к сожалению, мы его больше так и не повторили. И режиссер Павел Лунгин тоже отошёл от этой темы, начал создавать другие фильмы.

– Недавняя картина Лунгина «Братство» про Афганистан вызвала неоднозначную реакцию, мягко говоря…

– Беда современного кино, что оно всё-таки страшно удалено от Церкви. Помню, когда снимался фильм «Царь» об Иоанне Грозном, церковный историк Александр Дворкин предлагал свои консультации режиссеру Павлу Лунгину. Но Лунгин не принял его советов.

– В то же время многие режиссеры, актеры активно сотрудничают с Церковью, с кинофестивалем. Например, народная артистка РСФСР Екатерина Васильева, ныне монахиня Василиса…

– Екатерина Васильева участвовала в одном из первых кинофестивалей «Лучезарный Ангел», за что мы ей очень благодарны. Вообще так складывалось, что на каждом фестивале был какой-то важный гость, известный артист, великий человек: Патриарх, министр культуры. Нас до сих пор поддерживают Министерство культуры России, Департамент СМИ и рекламы города Москвы.

Это были чудеса по молитвам отца Кирилла (Павлова).

– Отец Киприан, насколько я знаю, некоторых священников старец Кирилл (Павлов) не благословлял даже телевизор смотреть. То есть он выборочно подходил к этому вопросу?

– Ну, им-то неполезно смотреть. Мы же не для священников делали этот кинофестиваль, а для народа.

Кинофестиваль помогал народу в тяжелые времена, когда было засилье фильмов с ореолом привлекательности греха. Грех тонко или явно, в разных формах, но присутствовал в кино, и целью многих таких фильмов было оправдание греха. Этому служили все сюжетные развилки, даже в мелодрамах, тоже довольно жестких, построенных на изменах, разводах и пр.

Вообще, глядя на наши современные фильмы, создается впечатление, что мы живем на зоне: какие-то боевики, криминальные сюжеты, которые все время держат человека в напряжении. Тут задействована та же самая идея – чтобы было кассово. Ну, а люди-то – по тюремным законам должны жить?

…Мне сегодня пришло сообщение, прихожанка, которая сейчас живёт в Ардатове, близ Дивеева, пишет: зашла в детский сад, а там сплошной мат. В детском саду малыши ругаются матом. Не говоря уже о школе, о вузах. И в воинских частях то же самое.

А что такое нецензурная лексика? Это же язык сатаны, бесов.

К нам недавно приехал с фронта один из командующих, мы ему говорим: хотите живыми остаться – первым делом не ругайтесь матом. А второе – читайте хоть какую-то молитву: «Господи, помилуй», «Отче наш», «Живый в помощи Вышнего». Они начали молиться, и у них совсем другая война началась. Молитва к Богу является великим оружием.

Как же так можно было такой красивый русский народ испортить, чтобы уже в детском саду младенцы матом ругались! Откуда пришёл-то этот язык? Сколько фильмов на мате построено!

А сюжеты на чем основаны? Дети поносят родителей, демонстрируют различные виды непослушания, показывается совершенно безбожная жизнь, без всяких нравственных норм. Единственный закон – я так хочу, мне так нравится. Я влюбилась или влюбился – на 5 минут. Через 5 минут перелюбил, и все повторяется. Тот сумасшедший дом, в который сейчас превратили российское кино, никакими художественными мотивами и финансовыми причинами оправдать невозможно.

 

Что нам мешает победить на Каннском кинофестивале?

Конечно, кинофестиваль «Лучезарный Ангел» сегодня является одним из флагманов нравственного кинематографа – не только отечественного, но и мирового.

С мая 2006 года у нас проходят «выездные» акции кинофестиваля «Лучезарный Ангел», первая состоялась в Ростове-на-Дону. Подобные мероприятия проходили потом в разных городах – Белгороде, Курске, Кронштадте, Тамбове и т.д. За рубежом также показывали наши фильмы – в Италии, Греции, Германии, Франции. Нас приглашали в Венецию, на Римский фестиваль христианского кино – на всех ведущих кинематографических мировых площадках наш форум знают. На христианском кинофестивале в Риме мы несколько раз получали призы, очень достойно выступали.

И мне как-то пришлось говорить с директором Каннского фестиваля. Я ему задал вопрос – а могут ли наши фильмы стать победителями, лауреатами Каннского кинофестиваля? Он говорит – это исключено. Ни один из ваших фильмов не попадёт в отбор. «А по каким критериям наши фильмы для Каннского фестиваля не подходят?» – спрашиваю его.

Он говорит: «У вас нет главных тем». А главные темы, оказалось, это: поддержка однополых отношений; религиозных меньшинств (то есть различных сект); «защита» детей от родителей; сочувствие семитизму; отстаивание прав людей с нравственными недостатками. При этом возникла какая-то инвалидная концепция мира: предположим, человек безнравственный, развратник, но, если он инвалид – ему всё можно. И пятая заповедь – «чти отца твоего и матерь твою» – им, конечно, не подходит. Уважение к родителям, к Православной Церкви не интересует.

 

Двадцать лет спустя. Некоторые итоги

– Отец Киприан, каковы главные достижения кинофестиваля за минувшие 20 лет?

– Когда фестиваль набрал силу, мы обратились к Светлане Владимировне Медведевой, которая откликнулась, возглавила Оргкомитет и вывела наш кинофорум на высокую орбиту. Потом мы пригласили Святейшего – тогда был Алексий II, попросили Патриарха, чтобы он сделал кинематографистам церковный заказ, объяснил, какие фильмы надо снимать.

Никогда не забуду встречу Первосвятителя с режиссерами. Патриарх Алексий был болен, приехал на 15 минут. А мы собрали в Даниловской гостинице всех ведущих кинематографистов, человек 300, и вот вышел Святейший, такой слабенький, но такую мощную речь сказал! Он говорил: «Побойтесь Бога, перед вами святой народ, Святая Русь. Против нас идет война. Где вы? По какую сторону? Что вы хотите: развращать народ и набивать себе карманы? Или вы сделаете все, чтобы народ поднял голову?»

И Святейший Патриарх стал духовным попечителем кинофестиваля, а кинематографисты начали делать картины. Хороший художественный фильм сейчас, конечно, стоит десятки миллионов, ведущие кинематографисты ухитряются снимать кино и за миллиард рублей, и больше.

Это действительно очень большой бизнес. И, конечно, такие деньги найти не так-то просто. Но известным режиссерам их дают, и какое у них мировоззрение – очень важно, так как всё отражается в кино.

В состав жюри «Лучезарного Ангела» сейчас входят ведущие кинематографисты России. Практически все известные режиссеры представляют свои работы на кинофестиваль. А потом «Лучезарный Ангел» – это всегда праздник. Можно прийти и увидеть все своими глазами. Когда награждают победителей, известных режиссеров, многие действительно искренне восхищаются самим фактом существования кинофестиваля. Они выходят на сцену и низко кланяются, часто говорят, что это самая замечательная, самая выдающаяся их победа. Хотя многие из них побеждали на разных престижных кинофорумах. То есть наш фестиваль стал известным и в профессиональных кругах, и у зрителей. Награда кинофестиваля «Лучезарный Ангел» – это высокая оценка кинематографического и церковного сообщества.

В принципе, ещё немного надо сделать, две-три вещи, и «Лучезарный Ангел» мог бы стать по своему значению выше, чем Московский международный кинофестиваль.

– А какие вещи, отец Киприан, необходимо сделать?

– Прежде всего, конечно, нужны более проходимые тропы между фильмами и их показами по телевидению и кинопрокате. Потому что некоторые каналы бойкотируют наши работы, из принципа не хотят вставлять в сетку показов. И до народа замечательные фильмы не доходят.

– Сериал «Паисий Святогорец» Александра Куприна с вашим участием показали по телевидению?

– Нет.

У нас был ряд фильмов-победителей «Лучезарного Ангела», которые мы представляли на кинофестивалях во Франции, в Италии, их показали по европейскому телевидению – а у нас их бойкотируют. И таких парадоксов много, наш кинопрокат и телевидение не готовы показывать такие фильмы. Здесь по-прежнему стена.

У нас есть договор с Фондом кино, который финансирует сьемку фильмов по лучшим сценариям, обычно один-два фильма в год. Это прекрасно, но, конечно, нужен более широкий ручеёк.

Хорошо бы создать некое медийное пространство Доброго кино. Вложиться в него, выкупить фильмы, мы насчитали около 2,5 тысяч работ за все время деятельности кинофестиваля. Положим, не все они высокого достоинства, но допустим, одна тысяча или хотя бы 500 лучших фильмов должны быть доступны.

Нужна градация: это для детей, а вот это – для родителей. Очень трудно найти добрые фильмы, соответствующие возрасту ребенка. Например, мультфильмы Станислава Подивилова – выдающиеся анимационные фильмы для детей («Необыкновенное приключение Серафимы», «Пересвет и Ослябя» и др.) родители находят с трудом.

А почему бы такие фильмы не внедрить широко в детские сады, школы, вузы, воинские части и т.д.? На них можно взрастить крепкое в духовно-нравственном отношении поколение, так необходимое сегодня матушке России.

 

«Хочу быть таким, как Паисий»

Вообще фильмы о святых, сделанные с молитвой, имеют удивительную судьбу. Эта молитва возвращается к зрителю.

Недавно к нам в архондарик святого Паисия в Сергиевом Посаде пришел топ-менеджер из Сбербанка с ребёнком 10 лет. Мальчик посмотрел фильм про святого Паисия и заплакал. Его спрашивают: «Данил, ты что плачешь-то?» «А я, – говорит, – хочу быть таким, как Паисий».

А потом вообще задаёт убийственный педагогический вопрос. Говорит: «Папа, а что я должен сделать, чтобы стать таким, как Паисий?» «Ну, – папа отвечает, – это ты у отца Киприана спрашивай».

– Рассказали, батюшка?

– Это надо составить уникальную индивидуальную программу, с учётом того, чего ребенок сам желает, какое мировоззрение формировали его родители, какой у него сложился образ жизни.

…Или, например, приехала женщина из Финляндии, пришла сюда с мальчиком, просит: «Включите срочно фильм о святом Паисии». Я интересуюсь – а что такое произошло? «А это, – говорит, – самое главное педагогическое и успокоительное средство». Оказалось, ребенок не совсем здоров, у него повышенная раздражительность, гиперактивность, он крикливый, непослушный. «Я, – говорит мама, – все перепробовала, и самое лучшее средство – это фильм о Паисии Святогорце. Я включаю кино, мальчик садится и смотрит до конца. Успокаивается, мирным становится».

Если картина делалась с молитвой или о молитвеннике, то такой добрый фильм порождает добрые помыслы и стремление к доброму образу жизни.

– А как вообще вы решили снимать кино о старце Паисии?

– Мы приехали на Афон, где нам удалось встретиться с восприемником Паисия Святогорца отцом Евфимием. Мы рассказали ему о кинофестивале «Лучезарный Ангел», и старец благословил меня снять картину об отце Паисии. От неожиданности я обомлел. Во-первых, никогда фильмов не снимал, я не сценарист, не режиссер, а монах Троице-Сергиевой Лавры. А, во-вторых, почему кино о греческом святом должны делать русские, а не греки? А отец Евфимий ответил: «Греки неспособны снять такой фильм, они все воспринимают Паисия как национального святого. А русские – это народ с вселенским мировоззрением. Только русские могут сделать подобное кино, потому что старец Паисий – это вселенская личность».

И нашелся режиссер Александр Куприн, и мы сняли этот фильм. Действительно поражаешься, когда на Афоне встречаешь людей, которые говорят: «Мы посмотрели кино, всё бросили и приехали на Афон, приняли монашество».

Кстати, в тот раз старец Евфимий сделал такое предсказание: «Если вы сделаете такой фильм, десятки миллионов человек примут православие и монашество». Возможно, так и есть, трудно сосчитать, сколько человек, посмотрев фильм, изменили свою жизнь. Но то, что такой фильм может воздействовать на миллионы, перевернуть сознание, образ жизни многих людей, я свидетель.

– Есть такие случаи, батюшка, чтобы фильм переворачивал всю жизнь человека?

– Мой последний приезд на Афон был сжат до одного дня, и мы смогли посетить только три монастыря. В воротах первой обители ко мне подошел инок, оказалось, выпускник наших Богословских курсов при МДА. «Я, – говорит, – посмотрел фильм «Паисий Святогорец» и понял, что не стоит зря время тратить, разменивать свою жизнь по мелочам, поэтому я здесь». И почти аналогичная встреча ожидала нас в другом монастыре. Это на монашеском уровне. Не говоря уже о семейной жизни. Были случаи, когда люди в разных странах подходили ко мне, рассказывали: «Когда у нас плохо, мы включаем фильм, смотрим и примиряемся».

– «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя»…

– Если фильм посвящен великому молитвеннику, сделан с молитвой, то он может приносить такие плоды. Так же, как и фильм «Остров».

Когда матушка Анисия из Греции посмотрела этот фильм, показала его фессалоникийским прихожанам, они стали просить организовать встречу с кем-то из создателей фильма. И вот собралась фессалоникийская интеллигенция, Павла Лунгина там не оказалось, и мне пришлось рассказывать, как снимался фильм «Остров». При этом греки сами поделились множеством историй о том, как картина изменила их жизнь к лучшему. А в конце собрали записки с именами о здравии и об упокоении. Говорят: «Передайте отцу Анатолию (главный герой фильма «Остров», которого играл Пётр Мамонов. – Ред.), пусть о нас помолится».

Я не стал их разочаровывать, приехал в Россию, передал Петру Мамонову. Говорю: «Вот, Пётр, это тебе благодарность с гонораром от греческого народа за воплощение образа святого старца на экране». Он от гонорара отказался. «Это, – говорит, – ваши, сами разбирайтесь, где вынуть частицы за просящих помянуть на литургии».

Лучшие фильмы кинофестиваля «Лучезарный Ангел» побуждают к духовной жизни, укрепляют в несении семейного креста и даже в намерении послужить Богу в монашестве. Такие картины действительно являются большими помощниками в воспитании подрастающего поколения.  Их, конечно, не так много. Но они должны быть известными, доступными. Потому что это не просто произведения искусства, это ещё и духовные инструменты, действующие на сердце, дух и совесть представителей нескольких поколений.

С фильмами «Остров», «Паисий Святогорец» я ездил по колониям, показывал заключенным, которые сидят по многу лет за страшные преступления, и они с интересом смотрели, что-то у них в душе разворачивалось. Как правило, не сразу, но когда в следующий раз приезжаешь, некоторые говорят: «Вы знаете, мы переосмыслили свою жизнь».

Один даже сказал: «Я посмотрел этот фильм и понял, что в тюрьме имею наивысшую степень свободы».

– От греха?

– Да. «Раньше, – говорит, – у меня было много денег, но их отобрали. Был «Бентли» – изъяли. Самолёт, дом, квартира, дача – теперь ничего этого нет. Раньше я думал только о том, как сохранить деньги, как их приумножить. А теперь их нет, и я начал читать Евангелие, Библию, ходить в храм».

 

Фабрика добрых помыслов

– Батюшка, а что такое доброе кино?

– Доброе кино – то, которое располагает к добрым помыслам и к добрым делам. Добрые помыслы – в широком смысле – это направленность человека, его чувств, желаний, мыслей. Как преподобный Паисий говорил: «Человек должен стать фабрикой добрых помыслов». И зритель может «заразиться» добром, увидев добрые образы, примеры в кино. Как тот мальчик Даниил, который заплакал. Почему? Он действительно задал самый главный вопрос: делать жизнь – с кого? каков идеал? И второй вопрос – как достичь этого идеала?

Если смотреть добрые, даже анимационные фильмы, то можно стать добрее, а детям помочь быть ближе к Богу.

– Что можно пожелать организаторам, участникам, зрителям юбилейного кинофестиваля?

– Прошло 20 лет с начала кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Даже для человека 20 лет – это еще молодость, юношество. И хотелось бы пожелать, чтобы фестиваль дожил до зрелого возраста, лет 50-60, принес бы зрелые плоды – Добра, Красоты и Истины.

Всем участникам и зрителям юбилейного кинофестиваля желаю, чтобы в этом удивительном мире доброго кино они обрели бы нетленные и вечные смыслы для себя, яркие примеры такого образа жизни, который угоден Богу.

 

Записала Ольга Каменева

поделиться :