Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» прошел уже в одиннадцатый раз. Каждый фестиваль по-своему неповторим, уникален. Но все фильмы объединяет одна тема – тема добра, и авторы представленных работ из года в год демонстрируют, насколько по-разному творчески можно раскрыть извечные ценности. К тому же мир вокруг нас непрерывно меняется и это тоже накладывает свой отпечаток на кинематографистов и их творения.
В этот раз мы затронем тему игрового короткометражного кино. Если доброе документальное и анимационное кино можно увидеть хотя бы иногда в телеэфире, а доброму игровому полнометражному кино порой удается прорваться в кинопрокат, то короткие метры находят зрителя, в основном, лишь на фестивалях – эти фильмы зачастую трудно найти даже в интернете. О том, что же представляла из себя программа игрового короткометражного кино прошедшего ХI Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» мы поговорили с её отборщиком Дмитрием Якуниным, директором Молодежного центра Союза кинематографистов России, редактора сайта unikino.ru.
Какое впечатление у вас оставил прошедший кинофестиваль, что можете сказать о представленных работах?
Я бы не стал выделять именно одну какую-то работу. Все 24 конкурсных фильма мне близки, но, разумеется, были и свои фавориты еще на уровне отбора. Каждая из этих работ по-своему хороша, у каждой есть свои плюсы и минусы. Конечно, мне нравится фильм «Феликс и его любовь» режиссера Евгения Корчагина, который вписывается в рамки старого советского кино, во многом благодаря игре актеров Светланы Немоляевой, Игоря Ясуловича, Александра Ленькова. Честно говоря, думал, что жюри более высоко оценит эту работу, хотя специальный диплом в рамках нашего фестиваля – это тоже неплохо для молодого автора. Думаю, что зрительское внимание к этому фильму было на уровне.
И, конечно, мне очень понравилось, что в программу фестиваля вошли картины из среднеазиатских республик – из Казахстана фильм «Отец» Айнуры Исмаиловой, из Киргизии фильм «Перегон» Руслана Акуна и из Узбекистана фильм «Сундук» Сабины (Эльмиры) Сагадеевой. Это говорит о расширении нашей программы, нашего фестиваля, о том, что среднеазиатское кино все больше и больше показывается на московских фестивалях. Понятно, что это кино о своих национальных обычаях, своих традициях, и приятно, что в Центральной Азии снимается, прежде всего, нравственное кино. И я надеюсь, что в следующем году этих работ будет все больше.
А заметна какая-то общая тенденция в этом году? По стилистике, жанру, тематике, киноязыку?
Ее достаточно сложно уловить. Опять же – есть разные фильмы. Наверное, задача отборщика, чтобы человек, пришедший на ту или иную программу, будь то документальное, анимационное или игровое кино, просидел от первого до последнего фильма. Тогда бы он почувствовал какой-то нерв этой программы. Очень приятно, что больше снимают фильмы про детей и с детьми в главных ролях. Причем профессионально.
Если мы говорим о коротком метре, то понимаем, что их авторы, это в первую очередь, молодые кинематографисты. Еще 3–4 года назад в фильмах с участием детей чувствовалось, что все это неискренне, непонятно – дети не играют, они какие-то вялые, деревянные. В конкурсной программе XI кинофестиваля «Лучезарный Ангел» представлено семь фильмов для семейной аудитории. И это серьезные профессиональные работы, в которых можно отметить, что дети по-настоящему играют, что они живые. Мне очень приятна эта тенденция, что все больше и больше детского кино снимают молодые авторы.
Что касается киноязыка. У нашего фестиваля задача, которую я вижу как отборщик, создать не экспериментальную, а зрительскую площадку. Действительно было несколько фильмов экспериментальных, отобранных в конкурс, или вошедших во внеконкурсную программу. Но я, прежде всего, задался целью подобрать зрительское кино, которое доступно не только специалистам, а обычному зрителю. Я представил несколько картин, которые были действительно интересны с точки зрения киноязыка, но некоторые из них не вошли в программу потому, что не были допущены экспертами Духовного экспертного совета из-за несоответствия требованиям Регламента фестиваля. Молодежь экспериментирует, поэтому были, в том числе, фильмы с ненормативной лексикой, наготой и прочими вещами.
Вы упомянули, что в последнее время авторы стали лучше, профессиональнее работать с детьми. А если посмотреть более глобально – по сравнению с прошлым годом чувствуется какое-то художественное развитие, улучшение качества фильмов или может, наоборот, наблюдается спад?
По сравнению с прошлым годом?.. Очень трудно оценивать общий срез уровня короткометражного кино. В этом году во ВГИКе им. С.А. Герасимова успешно выпустились мастерские Владимира Хотиненко, Вадима Абдрашитова. Но не все фильмы в силу разных составляющих имеют возможность присутствовать на фестивале «Лучезарный Ангел». Есть много кинематографистов, которые снимают уже после окончания вузов – ВГИКа, Высших курсов режиссеров и сценаристов и других кинематографических институтов. Снимают за свой счет, за счет друзей-спонсоров. Однако «прорывных» фильмов, завоевавших много наград на международных фестивалях – как, например, в прошлом году фильм Константина Фама «Туфельки» (совместное производство Беларусь, Россия, Польша, Чехия, Франция), «Второе дыхание» (Россия) Сергея Цысса или «F5» (Россия) Тимофея Жалнина, которые стали бы лицом короткометражного кино, фаворитами – таких, к сожалению, нет. Хотя, с другой стороны, в целом вырос средний уровень короткометражек. Надеемся, что в следующем году будет лучше, но я не готов точно сказать –на сколько процентов.
А что-то еще в целом отличает этот кинофестиваль от фестивалей прошлых лет?
Авторы фильмов этого фестивали замечали, что зритель все больше и больше ходит на короткометражные фильмы в рамках «Лучезарного Ангела». Второй год у нас игровое короткометражное кино выделено в отдельную номинацию. Важно и то, что кинопоказы проходят в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате – известное и довольно престижное место. Приходит много молодых зрителей, им интересно пообщаться с авторами. Очень приятно, что режиссеры фильмов, наконец, могут выступить перед показом своего кино. Раньше, к сожалению, авторы короткого метра просто сидели в зале, а сейчас они имеют возможность представлять работы.
Мне хочется, чтобы зритель знал, что на «Лучезарном Ангеле» очень хороший короткий метр, чтобы и в последующие годы он ходил на эти программы, чтобы организаторы фестиваля не забывали включать в программу «Свет Лучезарного Ангела» короткометражные фильмы, не забывали, что молодежный кинематограф живет, развивается и стучится в двери кинофестиваля.
Мы все знаем, что доброму кино трудно пробиться в прокат и даже на многие другие фестивали. Все-таки «Лучезарный Ангел» может дать «путевку в жизнь»? И есть ли среди фильмов те, которые имели успех до нашего фестиваля, а здесь его закрепили?
Круг короткометражных работ достаточно узок. И понятно, что в нашем конкурсе участвуют картины, которые были замечены до, и, надеюсь, будут замечены и после фестиваля. В частности, картина «Последний» Сергея Пикалова (Азербайджан, Россия) завоевавшая у нас второй приз, участвовала в программе Каннского кинофестиваля. Это была единственная российская картина, вошедшая в девять картин международного конкурса. Она была потом представлена в Америке. Картина «Феликс и его любовь» завоевала призы на Всероссийском фестивале короткометражного кино «Арткино». И, собственно, рекордсмен – «Час» (Россия) режиссера Марины Мигуновой, которая в коротком метре взяла на «Лучезарном Ангеле» главный приз. Она свою фестивальную жизнь начала с марта месяца этого года. Начиная с Всероссийского фестиваля короткометражного кино «PROвзгляд» в Череповце, эта картина участвовала и побеждала на 6–7 российских конкурсах. Любой из 24 фильмов конкурсной программы абсолютно не аутсайдер на арене короткометражного кино. Я надеюсь, благодаря «Лучезарному Ангелу», их ждет дальнейшая успешная фестивальная судьба.
А какое у Вас видение следующего фестиваля «Лучезарный Ангел»?
Хотелось бы развивать программу дальнего зарубежья, международный конкурс с участием французских, канадских, швейцарских и других работ. Безусловно, не так просто их выбрать. Мы понимаем, что технический уровень короткометражек, снятых в Европе все-таки повыше российских. Потому что там существует серьезная поддержка этого кино, молодых кинематографистов. Понятно, что фильм без денег не снимешь.
Так что буду искать фильмы из дальнего зарубежья, отвечающие требованиям Духовного экспертного совета нашего фестиваля. Собственно, такую задачу я себе ставлю и, надеюсь, что уровень российских работ также будет повышаться. Будем стараться находить фильмы молодых кинематографистов, достойных участия в «Лучезарном Ангеле».
Илья Лозинский