С началом приёма фильмов на XV Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» началась непрерывная работа Отборочной комиссии и Духовного экспертного совета фестиваля.
Рассказать о работе эксперта и поделиться своими наблюдениями относительно работ, подаваемых на фестиваль в последние годы, согласился один из членов Совета – сценарист, кинорежиссёр, член Союза кинематографистов СССР и России Лев Наумович Чернявский.
Наш разговор с Львом Наумовичем начался с предупреждения о том, что времени у него совсем мало: идёт заключительный этап работы над собственным фильмом.
– Понимаю, что это крайне сложно: сочетать обязанности эксперта с работой действующего кинорежиссёра. Как Вам это удаётся?
– Встаю в пять утра и до семи успеваю просмотреть намеченную программу. Поскольку длительность фильма заранее известна, составляю такой плей-лист: мультипликационный фильм обычно идёт минут семь-восемь. Три фильма запомнить можно, что-то по ходу просмотра пометить для себя. Дальше – один документальный фильм – он обычно в пределах получаса. Затем – либо один полнометражный, либо два короткометражных фильма.
Важно успеть записать на листок ключевые слова, которые приходят на ум во время просмотра. Для каждого фильма у меня отдельный листок. Затем необходимо время для обдумывания. И уже в электричке (я сейчас за городом живу, час езды от Москвы) открываю специальную общую тетрадь и начинаю писать рецензию. Признаюсь, у меня есть одна фраза, начальная: «Представленный для просмотра (док, мульт, п/м, к/м) фильм создан режиссёром имярек». А далее – уже в зависимости от идеи, её воплощения, работы оператора, художника, актёров или документальных людей, аниматоров, и прочая, и прочая… Пишу моё отношение к тому, что я увидел. Посмотришь на листок именно этого фильма, вспомнишь, что тебя поразило, вдохновило, удручило – и пишешь…
– Лев Наумович, а что, может быть, особенно вдохновляло Вас во время работы экспертом? И есть ли какие-то изменения в уровне работ, подаваемых в текущем году (или вообще в последние годы)?
– Изменения есть всегда. Другое дело – их направления. По-моему – как всегда и везде – они разнонаправленные. Сейчас что-то стало получаться лучше у молодых режиссёров-мультипликаторов. По сравнению с позапрошлым годом – это просто прорыв!
Что касается короткого метра, пока мне удалось посмотреть только несколько лент. Там есть интересные работы, есть мысль, есть форма, даже стиль проявляется. Но сказываются те горькие потери в преемственности, в образовании молодых, которые стали грустными приметами нового российского кино. И потом – посмотрите на круг тем, героев, сюжетов… многие фильмы страдают приблизительностью в деталях, в подробностях… Я говорю сейчас в целом о том, что появляется на общем экране, а не о фестивальной программе.
– По тому, что Вы уже успели посмотреть, можно ли говорить, что есть какие-то события или лица, которые особенно привлекают в этом году участников фестиваля? Можно ли говорить, например, о преобладании исторической тематики (всё-таки последние два года выделяются своей «юбилейностью») или же режиссёров больше интересует современность?..
– Пока трудно понять: успел посмотреть мало полнометражных фильмов. И понимаете, назвать тему современной – ещё не значит достичь её воплощения. Чехов, например, современен или нет? Как насчёт его крылатой фразы «по капельке выдавливать из себя раба»? Или взять тему «брат на брата»? Более историчной трудно себе представить. Кто знает, в каком году Каин убил Авеля? Может быть, жуткий юбилей состоялся вчера? Но тему эту можно, как говорят, и «не потянуть», замахнуться – и не осилить…
О темах и тенденциях можно рассуждать бесконечно. Давайте договоримся: я согласен раз в месяц давать более-менее внятную картину процесса накопления фестивального потенциала…
– До встречи!
Беседовала Елена Чач