Работу жюри короткого метра на XIX Лучезарном Ангеле возглавил Руслан Банковский, а членами жюри стали Сергей Горобченко, Агния Кузнецова, Анатолий Котенёв и протоиерей Тарасий Вдовин.
Главный приз в номинации «За лучшее короткометражное игровое кино» получил фильм «Воздух», рассказывающий историю экипажа подводной лодки, который был вынужден в разгаре боя во времена Великой Отечественной войны увести корабль на дно до наступления темноты, а ситуацию осложняет тот факт, что команда обнаруживает утечку бензина на судне.
В номинации «За лучший дебютный короткометражный фильм» победителем стала картина «Всё, как он сказал». Фильм о подростковой любви самых обычных парня и девушки, но она способна слышать, а он нет.
Мы пообщались с членом жюри короткого метра артистом театра и кино Сергеем Горобченко, чтобы узнать подробности того, как проходил отбор и о его критериях.
‒ Девиз фестиваля «Доброе кино». Как вы понимаете этот термин?
‒ У меня в голове сразу возникло «правильное кино». Это кино, которое даёт надежду и будущее нашему кинематографу, нашей жизни, нашим детям, это кино технологичное и осмысленное. Есть критерии, по которым сегодня обязательно имеет смысл оценивать кино: семья, традиции и актуальность. Поскольку я сам отец, воспитывающий пятерых детей, для меня это очень важно.
‒ Есть ли сейчас в программе фестиваля и в целом в российском кино те ценности, о которых вы говорите?
‒ Да, конечно. Я потрясён, это кино вызывает абсолютно разные эмоции. Когда я только начинал знакомиться с программой, я боялся, что увижу в основном тяжёлую фактуру кино, но я поражён несколькими работами, которые всколыхнули меня своей свежестью, лёгкостью, юмором. Помимо того, что эти фильмы затрагивают социально важные проблемные срезы, оно ещё и очень технологичное, что для меня крайне важно.
‒ Вы как актер и как член жюри что считаете наиболее важным в процессе производства доброго кино?
‒ Для того чтобы продукт на выходе был морально-нравственным, все должны действовать честно. Этого очень тяжело добиться. Например, даже, если режиссёр в рамках своей творческой работы действует искренне и может распределить себя без внутреннего конфликта, этого бывает недостаточно. Отношение к производству каждого должно быть более ответственным и более честным. Каждый человек, задействованный в производстве кино, должен видеть свою духовную ответственность не только перед зрителем, но и перед Богом и перед будущими поколениями.
Я считаю, не надо противопоставлять свою «русскость» всему остальному миру, но следует научиться думать и руководствоваться в процессе кинопроизводства критериями нашего духа и Православия. Это тот взгляд, который я проецирую на свою работу в жюри: если эти критерии соблюдены, фильм меня цепляет.
Например, кино, в котором рассказывается о молодом человеке, недовольном обстоятельствами своей российской жизни и желающим побыстрее отсюда сбежать, мне не интересно, потому что мы это прошли. Это мышление времен перестройки, которое было актуально тогда: человеку хотелось увидеть мир, понять, как он устроен. Мы уже прошли очень тяжёлый прошлый век, когда были лишены духа, когда запрещалось говорить о Боге, о молитве. На Западе это не запрещалось, западное общество прошло другой ужас – ужас свободы. Человек получает то, к чему стремится, и они получили желаемое. Но при этом, на мой взгляд, потеряли идентичность. И теперь люди на Западе искренне ищут благодатную любовь, которой сегодня практически нет. Поэтому надо уметь очень внимательно отделять хорошее от плохого и выбирать свой путь развития.
‒ Как вы считаете, насколько сегодня актуален формат короткого метра?
‒ Конечно, актуален. Любой режиссёр начинает с короткого метра, любая творческая команда начинает с него.
‒ Что должно стать той новой формой кино, которую мы так ждем?
‒ Сегодня есть усталость от фальши, она мешает: там, где ложь, там нет возможности созидать. Ложь – это большой грех, это начало всего самого плохого. И от неё надо избавляться, начиная с семьи.
Ведь человека формирует то, что его окружает и воспитывает с самого рождения. Семья – это самое важное, не будет России, если твоя семья будет привязана к другому миру. И эту мысль надо возвращать в кино. Необходимо правильно оценивать прошлое. Потому что мы сможем сплести нашу будущность, лишь обратившись к нашим корням и культуре, которой мы окружены.