«Короткометражное кино, ставшее классикой». Ретроспективная программа короткометражных игровыхфильмов

«Короткометражное кино, ставшее классикой». Ретроспективная программа короткометражных игровыхфильмов

Классический фильм, в нашем понимании, это образцовое произведение, использующее для своего построения классические общепризнанные формы и достигшие в сочетании с гуманистическим содержанием непреходящей культурной ценности.

В этой программе собраны лучшие короткометражные фильмы – работы разных лет как советского, так и российского периода истории нашей страны. Основным критерием отбора является непременное гармоничное сочетание художественных достоинств фильма: его формы и содержания, отсутствие оскорбительных для души элементов киноязыка (насилие и нецензурная брань). Торжество духовного над бездуховным – вот главный критерий нашего выбора. Программа «Короткометражное кино, ставшее классикой» представлена двумя блоками.

 

Первый блок

«Шире шаг, маэстро!», СССР, Киностудия «Мосфильм», 1975, 22 мин., дипломная работа режиссера Карена Шахназарова.

Молодой специалист – врач – приезжает на практику в глубинку и строит амбициозные планы своей научной карьеры. По этому плану у него сегодня операция на мениске у маленького пациента, но главврач эту операцию переносит на следующий день, а молодого специалиста просит съездить за листами железа для больницы, потому что завтра будет поздно.Молодой врач едет за железом, сталкивается с самым банальным вымогательством, но железо для больницы достает, не потеряв при этом веру в справедливость, и не ожесточившись сердцем. Вечером того же дня приходит к маленькому пациенту, чтобы настроить того на операцию. Добротный фильм, великолепный актерский ансамбль (А. Сафронов, Н. Гребешкова, Г. Бурков), душевность – главные достоинства этой картины.

 

«Соло», СССР, Киностудия «Ленфильм», 1980, 26 мин., режиссер Константин Лопушанский

Фильм рассказывает о знаменитой радиотрансляции Пятой симфонии П.И. Чайковского на Англию, состоявшуюся зимой 1942 года из блокадного Ленинграда.

Музыканты, репетирующие симфонию где-то в подвале полуразрушенного дома, едва держатся на ногах от голода и холода. Валторнист, роль которого блестяще исполняет  Николай Гринько, отпрашивается домой за крупой – он вспомнил, что в доме спрятана крупа. Дирижер разрешает валторнисту сходить за крупой, потому что для исполнения соло на валторне нужны силы и каша, сваренная из этой крупы, может музыканту помочь.

Пожалуй, это один из самых лучших (если не лучший) фильмов о блокадном Ленинграде, в том числе и среди полнометражных картин.

 

«Защитник Седов», СССР, Киностудия «Мосфильм», 1988, 43 мин., режиссер Евгений Цымбал

Время действия 1937 год. Фильм о гражданском мужестве адвоката, который берется защищать невинно арестованных людей. Финал фильма неожидан: адвокату удается выиграть дело только лишь по причине того, что тот, кто арестовал невинных, сам попал под новую кампанию чистки, однако это обстоятельство не умаляет значения гражданского мужества адвоката. Одна из лучших работ актера Владимира Ильина, исполнившего главную роль.

 

 

Второй блок

«Бумажная память», Россия, ВГИК (мастерская Аркадия Сиренко), 2009, 27 мин., режиссер Андрей Симонов

В главных ролях Юрий Павлов, Егор Павлов, Валерия Лиходей.

Фильм рассказывает о человеке, который не теряет достоинства даже в самой критической ситуации. Главный герой лежит в больнице с потерей памяти, но решает вернуться к прежней жизни – узнаёт у сына дату дня рождения бывшей жены и бежит в этот день из больницы, чтобы её поздравить…

 

«… Иванов», СССР, ВГИК, 1981, 18 мин., режиссеры Александр Ильховский и Александр Нехорошев.

Каждый оператор во ВГИКе в рамках учебного процесса снимает несколько этюдов по освещению, обычно они не поднимаются выше технической работы по освещению, но этот этюд стоит особняком. Здесь оператору А. Ильховскому и звукооператору А. Нехорошеву удалось подняться на высокий художественный уровень, так что получился фильм  содержательный и яркий.

Во-первых, интересен сюжет, главный герой которого – музыкант (роль исполнил молодой Борис Гребенщиков), которого выселяет хозяин квартиры, так как тот мешает своими песнями соседям и не вовремя выплачивает арендную плату. У музыканта, возможно, много недостатков и лишь одно достоинство – он не изменяет себе, поет о свободе, в высших сферах витает его дух, несмотря на непритязательную среду обитания.

Во-вторых, в фильме принимает участие группа «Аквариум», а Борис Гребенщиков исполняет свои замечательные песни.

В-третьих, в картине сняты настоящие московские улицы 1981 года, а также знаменитый центральный «Военторг» на Воздвиженке, в котором военные имели возможность в спецотделах покупать товары, недоступные простым москвичам.

 

«Олег и Ольга», Россия, ВСКР, 2008, 12 мин., режиссер Сергей Воеводин

Заводская история любви. Парень безнадежно влюблен в молодую сотрудницу, но не может преодолеть свою робость, чтобы подойти к ней.

 

«Прогулка», СССР, ВГИК, 2002, 24 мин., режиссер Юлия Колесник

Солдат срочной службы отправился в самоволку, чтобы не допустить свадьбы девушки, которую он любит. Красивая духовная история. Чувственные работы молодых актеров.

 

 «Вы чье, старичье?», СССР, ВГИК, 1982, 32 мин., режиссер Василий Пичул

Экранизация одноименного рассказа Бориса Васильева о брошенных стариках. Мощный актерский ансамбль, особенно впечатляют работы Вацлава Дворжецкого и Сергея Плотникова.

Борис Васильев как-то в разговоре признался, что это лучшая экранизация его рассказа (была еще одна, созданная Иосифом Хейфицем на киностудии «Ленфильм» в 1982 г.).

Автор программы Владимир Тумаев,

кинорежиссер, член Союза кинематографистов РФ, педагог,

руководитель мастерской режиссеров игрового кино совместно

с В. Меньшовым и Натальей Рязанцевой

на Высших Курсах Сценаристов и Режиссеров,

эксперт по отбору программы

короткометражных игровых фильмов

кинофестиваля «Лучезарный Ангел»

поделиться :