Карен Шахназаров об искусственном интеллекте, добром кино и таланте режиссера

Карен Шахназаров об искусственном интеллекте, добром кино и таланте режиссера

Основные тенденции в современном кинематографе прокомментировал генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», председатель Жюри полнометражного игрового кино кинофестиваля «Лучезарный Ангел» Карен Шахназаров.

 

Карен Георгиевич, в фильмах, участвующих в кинофестивале «Лучезарный Ангел», появляется все больше спецэффектов, компьютерной графики. Как, на ваш взгляд, влияют высокие технологии, в частности, искусственный интеллект, на сферу кинематографа? И можно ли ограничить это влияние в будущем?

– Искусственный интеллект действительно способен полностью преобразовать кино, изменить его кардинальным образом. В привычном виде человек вообще может уйти из кино. ИИ уже активно применяется в дубляже: картины можно дублировать без участия актеров.

Судя по тому, как все развивается, учитывая, что это только начальная стадия развития ИИ, кинематограф может прийти к тому, что и актеры будут искусственные, и все будет искусственным. Я, наверное, не застану этого «счастливого» времени, это проблема следующих поколений. Но, думаю, что остановить подобное развитие технологий нельзя. Культура идет по пути умерщвления души довольно давно, причем во всех сферах.

Тем более, и это надо понимать, что и аудитория растет сейчас совсем другая. В принципе, внутренне, по-моему, зрители готовы к такому «искусственному» кинематографу.

Искусственный интеллект нужен в первую очередь для ВПК, обороны. Значит, он будет развиваться во всем мире, и, соответственно, в кинематографе, очень технологичной сфере. Поэтому трудно сказать, к чему это приведет.

 

Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» проходит под девизом «Доброе кино». Что такое для вас доброе кино? Оно же не должно превращаться в благодушные истории?

– Нет, конечно, оно не должно превращаться в малиновый сироп. Мне кажется, это вопрос таланта. Талант – это редкость, талант – это необъяснимо. Есть те, кто умеют это делать, а есть те, кто не умеют...

Конечно, девиз кинофестиваля «Доброе кино» многообещающ. Другой вопрос, как сделать доброе кино интересным, это не всегда легко. Например, фильм открытия кинофестиваля «Двое в жизни, не считая собаки» (Россия, 2025) режиссера Андрея Зайцева, думаю, очень хороший выбор. Это как раз пример фильма и доброго, и интересного. Если такого уровня будут все картины – очень хорошо. Тем более, что кинофестиваль – это всегда средство продвижения кино зрителю. Надеюсь, что на доброе кино придут дети, публика. И это кино будет пользоваться успехом.

 

– Тот же Андрей Зайцев говорит, что доброе кино должно давать надежду. Может быть, это и есть один из главных признаков доброго кино?

 – Да, но это тоже надо уметь сделать.

 

О специальной военной операции в программе кинофестиваля представлен только один полнометражный художественный фильм и два короткометражных. Как вы думаете, почему так мало игровых фильмов об СВО? Что должно произойти, чтобы появились хорошие фильмы о войне, такие, как были в советское время?

–  Да полно художественных фильмов об СВО! Но если они не запоминаются, значит хорошего кино действительно нет. Это опять-таки зависит от меры таланта.

В советское время тоже разное кино снимали, нельзя сказать, что все было такое хорошее. Но фильм «Летят журавли» (СССР, 1957) Михаила Калатозова, гениально снятый Сергеем Урусевским, «Баллада о солдате» (СССР, 1959) Григория Чухрая, киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» (СССР, Италия, Польша, Югославия, ГДР, 1968-1972), «Они сражались за Родину» (СССР, 1975) Сергея Бондарчука – эти ленты стали классикой военного кино, их смотрят и поныне.

Не могу назвать себя киноманом, я больше книги люблю читать, но все-таки много смотрю и то, что вижу, меня приводит в ужас. Современное кино наполнено насилием. В нем никакой доброты вообще нет. Вы же сами все это видите – бесконечные убийства, добротой там и не пахнет! Мировое сообщество идет к какой-то чудовищной деградации. Такого уровня насилия в культуре, литературе, кино никогда не было. Это наполняет экран, интернет, компьютерные игры для детей. И зрители все это смотрят! Значит, они это принимают, это им нравится.

На таком фоне сам факт проведения кинофестиваля доброго кино и попытка каким-то образом найти опорные точки, которые мы связываем с пониманием доброты, привнести нормальные человеческие эмоции в этот мир насилия, достойны уважения. Это героическое решение в современном мире.

Поэтому я от всей души благодарю организаторов кинофестиваля «Лучезарный Ангел», всех тех, кто поддерживает это начинание. Всем участникам кинофестиваля желаю вдохновения, чтобы продолжать свою поистине благородную миссию. А всем зрителям – незабываемых впечатлений и открытий. Пусть кинофестиваль «Лучезарный Ангел» коснется сердца каждого!

 

А что можно пожелать кинематографистам, которые все-такие создают в наше непростое время доброе кино?

– Пожелать хочу веры в себя и в своё призвание. Главное – снимать, невзирая на обстоятельства и трудности. В любом случае ваше кино найдёт дорогу к зрителю и будет оценено по достоинству. А наш зритель сейчас нуждается в таком кинематографе как никогда.

 

Ольга Каменева

поделиться :