Интервью с автором и ведущим проекта «КиноЗеркало Истории», старшим научным сотрудником Государственного исторического музея Кириллом Степановым
– Кирилл, скажите, пожалуйста, чему в целом посвящено «КиноЗеркало Истории», какова концепция этого проекта?
– Это отражение реальности разных эпох через кино. Скажем так, преломление образов времени через кинематограф. Причём существует двойное дно: кино – это отражение не только исторического события или персонажа, которому посвящён фильм, но и того периода, когда картина создавалась и выходила на экран.
– И кому будет посвящено КиноЗеркало 2019-го года?
– Суворову, Колчаку и – условно говоря – Сталину.
– Кирилл, расскажите, пожалуйста, подробнее, кто будет в гостях, какие фильмы будут показаны?
– О генерал-фельдмаршале Александре Васильевиче Суворове – фильм Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера 1940-го года. В общем-то, сталинское кино. Пудовкин начинал как авангардный режиссёр с революционной тематикой. Сталин поставил задачу показать в надлежащем ключе героев дореволюционной России. Разумеется, все кинокартины Сталин смотрел, он был главным заказчиком. «Суворов» – фильм-байопик. В лентах такого жанра показывается исторический деятель, личная жизнь которого остаётся за кадром, так как важнее всего – образ героя и его громкие деяния. Это и «Александр Невский» Эйзенштейна, и «Минин и Пожарский» Пудовкина. Фильм «Минин и Пожарский» получился чем-то вроде пересказа учебника истории, а вот «Суворов» вышел добротным и чрезвычайно удачным произведением.
В этом году исполнилось 220 лет со времени Швейцарского похода Александра Васильевича Суворова, знаменитого перехода его армии через Альпы. Этому посвящён фильм, который будут комментировать разные люди. Задача состоит в том, чтобы зрители через фильм Пудовкина посмотрели на Суворова и его время, увидели образы той эпохи, подумали, чего в них не хватает, и дополнили портрет Суворова с помощью рассказов и комментариев. Почему его так любили солдаты? Почему ему удалось выиграть все сражения, не проиграть ни одного? То есть необходимо расширить представления о времени и личности графа Суворова.
Кстати, после всех побед Суворова у русской армии была возможность пойти на Париж. Возможно, случись это, Наполеон тогда впервые потерпел бы поражение.Этой осенью состоится историческая реконструкция, когда люди в форме солдат и офицеров армии Суворова пройдут тем самым маршрутом через Альпы. Сотрудник Государственного исторического музея Кирилл Сутормин примет участие в этом мероприятии и потом на «КиноЗеркале» расскажет не только о форме и вооружении того времени, но и о собственном впечатлении от реконструкции перехода.
Также во встрече примут участие: известный специалист в области истории русского военного костюма XVIII века Роберто Паласиос Фернандес и писатель, публицист, автор книги о Суворове, заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов.
– Понятно, спасибо. И следующая персона – это Колчак, верно?
– Да, это адмирал Александр Васильевич Колчак. Будет показан документальный фильм «Никита Михалков. Русский выбор», вышедший в 2003-м году в рамках цикла, посвящённого представителям белого движения.
Прошло ровно 100 лет со времени упорных сражений на Восточном фронте в период Гражданской войны, когда Колчак был провозглашён Верховным правителем России, – как он проявил себя на этом посту?
В 2000-е годы было несколько восторженное отношение к Колчаку, сейчас идёт обратный процесс. И, в отличие от многих советских сомнительных деятелей, он до сих пор не реабилитирован. Между тем, Колчак мог безбедно жить за границей, спокойно переждать события Гражданской войны и так далее. Но он счёл нужным вернуться и возглавить борьбу с большевиками, хотя, скорее всего, понимал, что эта борьба обречена.Мало кто пробовал оценить отношение Колчака к религии, каким он был православным христианином, насколько его деятельность соответствовала Православию. Совмещался ли его военный менталитет с духом христианства? Поиск ответов на эти вопросы – среди задач просмотра фильма «Диалоги с Колчаком». Там присутствует его внук Ростислав Колчак, который, к сожалению, умер в конце прошлого года. Он был внешне очень похож на своего деда, и его размышления – крайне интересные, точные и ёмкие. Это весьма ценные рассуждения о судьбе его деда и судьбах России. В «КиноЗеркале Истории» примет участие автор проекта «Диалоги с Колчаком» Елена Чавчавадзе.
– Ясно, спасибо, Кирилл! И что ещё у Вас будет в программе?
– Ещё будет «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко и, надеюсь, сам Владимир Иванович.
– А в каком контексте будет дан этот фильм, в связи с какими историческими событиями, персонажами?
– Там отражается 1949-й год, сталинское время. Герои попадают в другую эпоху, но это не какой-то трюк, а некий символический акт, при помощи которого люди смотрят на время своих родителей.
В конце 1980-х была свобода, которая позволяла как облить всё грязью, так и осмыслить то хорошее, что было в прошлом, почувствовать время вообще. При этом режиссёры, которые снимали в 1980-е, родились в Советском Союзе. В фильме «Зеркало для героя» отец говорит сыну, что раньше было “ура” за царя, за веру, за Родину, потом – за Родину и за Сталина, а сейчас – только “ура” за Родину, и может остаться одно “ура”…
Надо понять, чего недостаёт в современном обществе, почему у многих людей такая тоска по сталинским временам, есть даже феномен «православного сталинизма», то есть люди верят в Бога, но считают, что Сталин всё правильно делал. В современном мире, где люди поклоняются золотому тельцу, есть запрос на какую-то честную государственность, которая противостоит тотальной наживе. Империя далеко, Сталин – ближе.Интересный момент: когда Сталин разговаривал со своим сыном Василием, он сказал: «Ты думаешь, ты Сталин? Ты не Сталин, и я не Сталин. А Сталин – вот», – и показал на портрет. То есть что такое «коллективный Сталин», какие люди были в сталинское время, чем они жили и дышали, на что сейчас есть запрос, – вот в чём хотелось бы разобраться. В «Зеркале для героя» есть ответы на эти вопросы.
– Ясно. Спасибо большое за беседу!
– И Вам спасибо.
Материал подготовила Елена Чач