Преставилась ко Господу легендарный мультипликатор Марина Восканьянц

Преставилась ко Господу легендарный мультипликатор Марина Восканьянц

Заслуженный художник России, легенда отечественной анимации Марина Восканьянц (1934-2024) работала над «Щелкунчиком», «Дюймовочкой», «Сказкой о золотом петушке», «Тремя толстяками», «Бременскими музыкантами», «Коньком-Горбунком», «Простоквашино», «Жил-был пес» и так далее, и так далее…

О ее кончине в ночь на 4 октября сообщил шеф-редактор «Союзмультфильма», долгие годы эксперт кинофестиваля «Лучезарный Ангел», Сергей Капков.

 

На мультфильмах Марины Константиновны Восканьянц выросло не одно поколение, ее работы любимы зрителями кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Она была штатным художником-мультипликатором «Союзмультфильма» с 1959 по 1991 годы, преподавала во ВГИКе.

«Марина Восканьянц специализировалась преимущественно на танцевальных сценах. Её «визитка» – гениальный танец Маши с метлой вокруг новогодней елки в картине Бориса Степанцева «Щелкунчик», – написал Сергей Капков в своем telegram-канале «Мульти-Шмульти».

«Эта работа доставила мне чрезвычайное удовольствие! – вспоминала сама Марина Константиновна, – Тот кусок, который мне давал Степанцев, был сорок метров – это колоссальный метраж! Выход Маши с метлой в зал, где стоит наряженная елка. Маша должна была подметать пол и начинать танцевать. Степанцев считал, что нужно танцевать сразу, а я распределила музыку Чайковского («Русский танец») так, что первые четырнадцать метров Маша только подметает пол. И когда я принесла свою разработку Степанцеву, он немножко удивился и даже ужаснулся, не слишком ли это долго. Но когда посмотрели сцену на экране в малом просмотровом зале, черновую пробу, оказалось, все так легко, хорошо легло на музыку, что претензий никаких не было…»

В пятилетнем возрасте Марина впервые увидела мультфильмы, это были шедевры Уолта Диснея, и больше не расставалась с анимацией. Танцы и мультипликация – две страсти, две большие любви, которые вдохновляли ее творчество. Из-за бронхиальной астмы она была освобождена от всех физических нагрузок, но, тем не менее, поступила в Студию гармонической гимнастики к Людмиле Алексеевой, а затем стала сама преподавать её в студии при Московском доме учёных. И параллельно – «танцевать» в мультфильмах.

«Далеко не все фильмы были музыкальными, часто приходилось играть реплики персонажей, – рассказывала Марина Константиновна. – Мне бы хотелось сказать про «Льва с седой бородой». Там я «пела» арию Каварадосси. Записывался сам Тонино Гуэрра, автор сценария. Старый циркач сидит перед зеркалом, гримируется перед выходом на арену и, видя отражение своего льва, сзади сидящего, переживает. Переживает, потому что должен расстаться со львом. Он стал стар, с седой бородой. И циркач поет арию Каварадосси. Это было очень интересно…»

«Марина Восканьянц была дамой строгой, даже жёсткой в своих оценках, в общении, – вспоминает Сергей Владимирович – Помню, когда я в начале своей деятельности посчитал, что знаю об анимации всё, и написал несколько наивных статей, именно Марина Константиновна “врезала” мне по полной от лица сообщества. Другие постеснялись меня поправить. Я был раздавлен, но благодарен, поскольку понял, что любимый предмет надо изучить досконально, прежде чем выходить в публичное поле и строить из себя специалиста…

Марина Константиновна Восканьянц прожила долгую жизнь, стала Заслуженным художником РФ, получила почетный приз Суздальского фестиваля за вклад в профессию, воспитала прекрасную дочь Таню Подгорскую, которая пошла по маминым стопам. И стала легендой. Светлая память…»

поделиться :