XXI Международный благотворительный кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел» вот-вот начнется. Последние несколько недель мы знакомили читателей с размышлениями участников Духовного экспертного совета кинофестиваля. Говорили о том, в чем особенность программы этого года, каковы были критерии отбора картин на кинофестиваль. Какие фильмы запомнились экспертам, тем, кто смотрел и оценивал их чуть раньше, чем зрители.
Предлагаем вниманию читателей заключительную – в преддверии кинофорума – подборку экспертных мнений на эти темы.
Протоиерей Тарасий Вдовин, настоятель Подворья Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря при храме Тихвинской иконы Божией Матери:
– В этом году, как обычно, в программу фестиваля включены фильмы самые разнообразные по содержанию и стилю. Объединяет приверженность их авторов высоким морально-нравственным нормам, семейным ценностям. Заметно прибавилось патриотизма. Во многих фильмах отражены поиски Бога, показано действие в мире промысла Божия, поднимаются вопросы о смысле жизни, приходе человека к вере. Большое значение придаётся культуре, её тесной связи с духовными и нравственными ценностями. В качестве создателя культурных ценностей человек подражает Богу, являет в себе образ Творца.
Разумеется, есть и отличия от программ предыдущих лет. Мир вокруг нас меняется, а вместе с ним меняется и кино, которое не может не отражать как внешнюю реальность, так и реальность внутреннего нашего микрокосма. В эпоху СВО поднимаются новые вопросы о хрупкости мира и его жестокости, о нашей ответственности за его судьбу и судьбу нашей Родины. Всё это зрители XXI кинофестиваля «Лучезарный Ангел» увидят на экранах театра на Поклонной горе. Приходите!
На открытии будет показан полнометражный художественный фильм режиссера Сергея Ильина «Страсти по Матвею» (Россия, 2023). Автор и его команда современным языком рассказывают о том, что всегда актуально: о взрослении, о поиске молодыми людьми своего места в жизни, о современных жизненных реалиях и непреходящих евангельских заповедях, об отзывчивости, открытости и небезразличии к проблемам и бедам других людей.
Из документального кино моё внимание привлёк фильм режиссера Анастасии Билюк «Лютьер. Скрипичный мастер» (Россия, 2023). Новороссия, Луганская народная республика, рядом война… А природа всё так же прекрасна, – акварельные виды ранней весны, потом буйство цветения и вот уже летняя листва, а затем – графичность ее величества зимы, когда самое время задуматься о главном, о смысле жизни. Этому способствует место съемок – уникальный Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в селе Чугинка Луганской области. Кадры богослужений, обычных монашеских трудов по поддержанию жизни обители неожиданно перемежаются столь впечатляющими, тем более в этом антураже, зарисовками кропотливой реставрации струнных музыкальных инструментов, преимущественно скрипок. Такое неспешное с молитвой делание заснято на камеру. Чувствуется, что и съемочная группа никуда не спешит, не форсирует отснятый материал при монтаже, «подогревая» его спецэффектами. Нет, этот фильм о сути жизни, он снят так, что душою при его просмотре отдыхаешь. Завораживают и все эти символы, метафоры, звучание души человеческой, которая при правильном устроении подобна струне, натянутой между небесным и земным, сопрягается с дивной музыкой.
Детская анимационная программа в этом году, как всегда, добрая, содержательная, разнообразная, технически умелая и изысканная, вызывающая у зрителя улыбку, эмоциональный отклик, побуждающая к размышлению. Пусть и не сами мальчишки и девчонки, но родители, посмотревшие с ними мультфильмы, надеюсь, задумаются, – сообразуясь с возрастом и пониманием, поговорят о заявленных темах со своими детьми. Может быть, те вопросы, что закладываются даже в анимационные фильмы, и поднимаются их создателями для того, чтобы родители больше общались с младшим поколением.
«Лучезарный Ангел» позиционируется как фестиваль Доброго кино, опирающегося на христианские ценности. Сам я не допускал в его программу фильмы, в которых содержится потакание человеческим страстям, попрание нравственных норм, в которых злу не даётся должная оценка-маркер. Нельзя делать зло привлекательным, особенно в фильмах, рассчитанных на детей, молодежь, а этим, к сожалению, грешат многие современные блокбастеры, снятые на западный манер. Недопустимы также натуралистические сцены, изображения, не говоря уже о смаковании агрессии и жестокости, цинизм, погружение в безысходность, обсценная лексика.
В этот год 100-летия Мосфильма хочется поздравить как саму эту киностудию и ее творцов, так и всё наше кинематографическое сообщество с юбилеем. Это явно уже возраст творческой зрелости, отработанных методов мастерства. За этот огромный по меркам кино срок в нашей стране создано немало потрясающих кинолент, значимых и ценимых не только в России, но и во всём мире.
Создателям современных фильмов желаю тщательно и воодушевлённо изучать это наследие, чтобы вдохновляться достигнутым для создания совершенно нового кино, современного и новаторского, но укоренённого в традиции.
Иерей Андрей Циркунов, клирик храма во имя Живоначальной Троицы в Чертанове:
– Программу этого года на фестивале отличает большее количество, по сравнению с предыдущими годами, патриотических картин.
Например, обращает на себя внимание фильм режиссера Ильи Казанкова «Позывной «Пассажир»» (Россия, 2024). Его главный герой – гламурный писатель, его брат поехал добровольцем на Донбасс и пропал без вести. Что там «за ленточкой», в «чужой стране» (речь еще про 2014-2016 годы) происходит, самому этому прожигателю своих лучших лет совершенно неинтересно. Он пляшет в ночном клубе, отмечая выход своего очередного опуса. Но поехав на поиски брата, видит современную жизнь изнутри, а попутно это всё открывается и зрителю: что же там, сокрытое от наших глаз, на фронте происходит. Николай Рябинин начинает жить этой жизнью. И вот уже старый скрипучий автобусик везет его обратно в мирную действительность: развлекайся – не хочу, но он делает выбор – остаться «со своими». Не нужна ему уже вся эта богемщина, что куражится, пока там наши парни гибнут. Мне этот фильм запомнился.
Есть и документальные фильмы про священников, которые несут служение на Донбассе, – тоже впечатляют. Например, картина режиссера Ульяны Герасимовой «На фронт» (Россия, 2024). Показаны военные командировки пастыря, одна за другой. Но как жизненно всё это отснято! Ничего особенного не показано, никаких тебе виражей сюжета. Просто батюшка уезжает из дома, родные, жена, дети – все переживают. Видно, как всем им тяжело. Впереди – неизвестность. Вот уже и поезд стремительно удаляет героя от родного дома, от любимой семьи. Но тем сильнее жажда встречи.
Финал открыт – фильм заканчивается тем, что священник в очередной раз едет где-то там в зоне боевых действий в машине с военными. Простые разговоры о жизни, съемка через лобовое стекло – незатейливый пейзаж. Но вот она – жизнь. Такая и есть. И это пробирает. Ты должен быть здесь. Долг есть долг. Вроде такой небольшой, но сколь же пронзительный документальный фильм!
Продолжают снимать фильмы и про Великую Отечественную войну. Но такое ощущение, что картины, которые создавались теми, кто сам повоевал, были куда как достовернее. Вот смотришь, например, «В бой идут одни старики» (Россия, 1974, режиссер Леонид Быков), и как будто оказываешься в том времени и в том месте. А когда сейчас берутся о войне рассказывать, далеко не всегда удается сделать что-то хорошее.
Как говорил отец Андрей Ткачев об одном из исторических фильмов: «Да ведь очевидно же, что у тебя айфон в заднем кармане, пусть он в кадр и не попадает». Картинка, вроде бы, приближенная к тем реалиям, но, что называется, «не верю».
Вот то, что сейчас про Донбасс снимают, цепляет, это жизненно. Живы участники событий, – они и не дадут соврать. Это, наверно, тоже особым образом настраивает режиссеров, актеров.
Традиционно есть в программе кинофестиваля и фильмы о детско-родительских отношениях. Например, картина режиссера Ильи Маланина «Ненормальный» (Россия, 2024) – вроде, комедия, а есть о чём задуматься. Родителям порою кажется, что они всё правильно делают, это с ребёнком что-то не то. А на самом-то деле всё может оказаться с точностью до наоборот. И тем важнее вовремя всё это осознать и исправить.
В отношении детской программы мог бы сказать, что лично мне хотелось бы видеть больше именно детских мультфильмов, как бы это парадоксально ни звучало. Они безусловно есть, однако, как и в прошлом году, многие мультфильмы ориентированы скорее на взрослых (по темам, по технике изображения). Это могло бы быть плюсом, но, когда смотришь такое кино вместе с малышней, не покидает ощущение, что аниматоры разучились разговаривать с крохами на их, детском, языке. Надо бы как-то стараться проникнуться тем, что детей волнует в том или ином возрасте. Да, это сложно, но какие бы трудные и ответственные не были времена, детей-то не надо лишать детства.
Будем все надеяться на лучшее!
Ольга Орлова