Интервью с автором программы короткометражного кино кинорежиссёром Владимиром Тумаевым.
Среди ретроспектив, которые будут на XV Международном благотворительном кинофестивале, – обширная ретроспективная программа короткометражных игровых фильмов «Короткометражное кино, ставшее классикой».
Короткий метр – особая часть кинематографа, с которой широкий зритель знаком мало. Такие фильмы не выходят в прокат, их можно увидеть лишь на кинофестивалях, специальных кинопоказах и студенческих просмотрах в стенах творческих вузов (чаще всего это учебные, курсовые и дипломные работы студентов-режиссёров). А между тем – среди них есть свои шедевры, достойные того, чтобы их увидела широкая зрительская аудитория. Подборка исключительно качественных, высокохудожественных, глубоких, берущих за душу картин разных лет и будет представлена на «Лучезарном Ангеле». Далеко не все из них можно самостоятельно найти и посмотреть в Интернете, да и просмотр фильма в кинозале, с максимальным качеством изображения и звука, стоит того, чтобы ради него прийти в кинотеатр.
Поделиться подробностями о ретроспективной программе согласился её автор, кинорежиссер, член Союза кинематографистов РФ, Член Гильдии кинорежиссеров РФ, доцент кафедры кинорежиссуры ВГИКа Владимир Иванович Тумаев.
– Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, по какому принципу Вы отбирали короткометражные фильмы для ретроспективы?
– Основным критерием отбора является непременное гармоничное сочетание художественных достоинств фильма: его формы и содержания, отсутствие оскорбительных для души элементов киноязыка (насилие и нецензурная брань). Торжество духовного над бездуховным – вот главный критерий выбора.
Надо сказать, что я стараюсь отбирать не просто по факту того, что когда-то снималось, – нет, я стараюсь отобрать максимально интересные работы. И желательно, чтобы современные картины не уступали советским. То есть это должно быть, на мой взгляд, гармоничное сосуществование прошлого и настоящего. Только, конечно, меняется, обновляется кинематографический язык. А по духовному уровню желательно, чтобы не уступали. При этом для меня особую ценность представляют те фильмы, которые способны эмоционально влиять на зрителя, вызывать соответствующее чувство и какие-то личные ассоциативные жизненные цепочки.
– Ваша ретроспектива называется «Короткометражное кино, ставшее классикой». Как Вы определяете, что фильм можно назвать «классическим»?
– Классический фильм – это произведение, использующее для своего построения классические общепризнанные формы и достигший в сочетании с гуманистическим содержанием непреходящей культурной ценности. В этой программе собраны лучшие короткометражные фильмы – работы разных лет как советского, так и российского периода истории нашей страны.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих фильмах. Это, вероятно, обширная программа?
– Это два двухчасовых блока. Их можно было набрать и больше, но таков формат. Всего были отобраны восемь фильмов.
Это фильм Евгения Цымбала «Защитник Седов» 1988-го года о гражданском мужестве адвоката, который берется защищать невинно арестованных людей в самый разгар сталинских репрессий. Это один из самых мощных фильмов времен перестройки, а актерская работа Владимира Ильина, исполняющего главную роль, возможно, лучшая его роль.
Это фильм «…Иванов», снятый в 1981-м году во ВГИКе как этюд по освещению оператором Александром Ильховским и звукооператором Александром Нехорошевым. Им удалось подняться на высокий художественный уровень, так что получился содержательный и яркий фильм, главный герой которого – музыкант, и его роль исполнил молодой Борис Гребенщиков. В фильме звучат его замечательные песни.
Это душевный и добротный фильм «Шире шаг, маэстро!» 1975-го года – дипломная работа режиссёра Карена Шахназарова о молодом враче. В фильме великолепный актерский ансамбль.
Отдельно стоит сказать о фильме «Вы чьё, старичьё?», снятом в 1982-м году студентом ВГИКа режиссёром Василием Пичулом. Это экранизация одноименного рассказа Бориса Васильева о брошенных стариках. Здесь тоже великолепный актерский ансамбль, особенно впечатляют работы Вацлава Дворжецкого и Сергея Плотникова. Да и в целом в фильме – созвездие блестящих актеров: Александр Леньков, Алексей Жарков, Елена Майорова, Валерий Носик, Вера Ивлева. Сам писатель Борис Васильев как-то в разговоре признался мне, что это лучшая экранизация его рассказа.
Также в программе – фильм «Соло» режиссёра Константина Лопушанского, вышедший в 1980-м году. В нём невероятно реалистично воссоздана среда блокадного Ленинграда. На мой взгляд, ни один другой фильм, в том числе и полнометражный, не может сравниться с ним по этому параметру.
Из более близких к нам по времени создания – красивая провинциальная история любви – фильм «Прогулка» 2002-го года студентки ВГИКа режиссёра Юлии Колесник, мастерски снятый по мотивам всемирно известного рассказа Курта Воннегута «Долгая прогулка навсегда» и адаптированный под российскую глубинку.
О смысле человеческой жизни – фильм «Балыксыт» (в переводе на русский с якутского – «Рыбак»), снятый в 2005-м году режиссёром и оператором из Якутии Вячеславом Семёновым. В этой работе – необыкновенно выразительные по атмосфере кадры природы и, что более важно – человека в природе. Видно, что режиссёр с любовью снимал родные места, в которых он вырос и живет.
И, наконец, последний фильм – «Олег и Ольга», снятый в 2008-м году студентом Высших курсов сценаристов и режиссёров Сергеем Воеводиным. Это заводская история любви. Данную картину следует выделить особенно, поскольку в ней удалось проявить уникальное свойство кинематографа – его возможность рассказывать историю без слов. И это редкий случай, когда отсутствие диалогов в фильме совершенно естественно.
– Владимир Иванович, спасибо Вам за такой подробный рассказ! Действительно, очень интересная и разнообразная программа. Думаю, она произведёт большое впечатление на зрителей.
Беседовала Елена Чач