Протоиерей Владимир Волгин: «Мы подбираем картины, которые побуждают людей к нравственной жизни»

Протоиерей Владимир Волгин: «Мы подбираем картины, которые побуждают людей к нравственной жизни»

С председателем Духовного экспертного совета кинофестиваля «Лучезарный Ангел» протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, мы говорим о том, что такое доброе кино, христианская заповедь о любви к врагам, а также обсуждаем правила духовной безопасности для кинематографистов и зрителей.

 

– Отец Владимир, вы стояли у истоков кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел». Как возникла его идея и что удалось сделать за минувшие 20 лет?

– У истоков кинофестиваля стоял игумен Киприан (Ященко), кандидат педагогических наук, но главное – человек Духа. 20 лет назад мы увидели те негативные тенденции, которые захватили наш кинематограф, фестивальное движение. Отец Киприан, который традиционно генерирует множество идей, предложил тогда создать площадку с девизом «Доброе кино возвращается!» – в противовес многочисленным фестивалям, которые активно рекламировались и были ориентированы исключительно на коммерческий успех. Мы договорились, что в наших фильмах не будет сцен насилия, жестокости, привлекательных безнравственных образов, безнравственной подоплеки, лжи и что герои, которых разыгрывают актёры, будут стремиться к Добру, Свету и Истине.

И постепенно фестиваль приобрёл некоторую значимость, на сегодняшний день его духовный попечитель Святейший Патриарх Кирилл, Оргкомитет фестиваля возглавляет Светлана Владимировна Медведева. Они курируют фестиваль «Лучезарный Ангел», очень много делают для того, чтобы он жил, развивался, имел хорошие перспективы в будущем.

– Отец Владимир, вы возглавляете уникальную структуру – Духовный экспертный совет (ДЭС) кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Ничего подобного ни в России, ни в мире больше нет. Каковы основные задачи ДЭС, и какие фильмы вы не допускаете на кинофестиваль?

– И в советское время в СССР, и в дореволюционной России существовала цензура, которая стремилась защитить русскую культуру от разрушения, от идей, представляющих угрозу для общества. Не удивительно, что в наше время возникла необходимость в создании Духовно-экспертного совета, который не допускает на площадку кинофестиваля «Лучезарный Ангел» фильмы, содержащие чуждые нам либеральные ценности, идеи и образы. Сегодня Духовный экспертный совет рецензирует все фильмы, предоставленные на фестиваль, решает, можно ли их показывать, иногда пытается изменить какие-то вещи, например, предлагает убрать, «запикать» нецензурные выражения...

Мы живём во время апостасии, к сожалению, современный мир настолько удалился от Бога, что даже священники порой защищают чуждые нам ценности и, стремясь делать добро, добавляют в это добро ложку дёгтя. Определенное непонимание в этом смысле возникло даже у некоторых членов Экспертного совета, не буду называть имена – но их идеологию мы не приняли…

– Речь идет о либеральной идеологии?

– Да. И до сих пор мы, в общем-то, отважно и с хорошими результатами отстаиваем свои принципы, христианскую нравственность: никакой нецензурщины, жестокости, сцен физической близости, никаких либеральных ценностей, развращающих образов не должно быть в наших кинофильмах. Мы ориентируемся на лозунг Доброго кино – подбираем картины, наполненные добром, светом, стараемся, чтобы эти фильмы побуждали людей к нравственной жизни. И мне кажется, что у нас это получается.

– Отец Владимир, сегодня много говорят о кинопедагогике, об использовании кинематографа в воспитании, в учебном процессе. Как вы относитесь к подобным предложениям?

– Помню, в моем детстве – когда появились телевизоры с маленьким черно-белым экраном и двумя каналами и многие взрослые смотрели передачи КВН, – но у нас в семье телевизора не было. Детям показывали диафильмы, проецировали очень интересные картинки на экран – и мы довольствовались этими фильмами, наполненными какой-то сказочностью, светлыми мечтами, стремлением к добру. Всё остальное восполнялось книгами, я, например, очень любил сказки – их сборники зачитывались до дыр.

На мой взгляд, безусловно, можно сочетать педагогику с какими-то добрыми фильмами, особенно в подростковом возрасте. Но должен быть тщательный отбор таких картин, так же, как у нас на кинофестивале. Эти материалы должны соответствовать школьной программе, если мы говорим об учебном процессе, сочетаться с теми ценностями и смыслами, которые педагоги хотят передать детям, а также соответствовать возрасту юных зрителей (многие учителя начальной школы не советуют перегружать внимание малышей кинофрагментами). Получается, что нужно тщательно подбирать интересные и душеполезные эпизоды, вовремя их включать, выключать и так далее. Мне кажется, все это намного сложнее, чем показать детям тот же диафильм.

– Отец Владимир, сегодня изменились не только содержание, но и стилистика детских фильмов, мультфильмов, многократно увеличился темп повествования. Насколько ребенку полезно смотреть весь этот быстрый калейдоскоп в течение нескольких часов в день?

– Здесь нужно сказать в первую очередь о том, что родители должны очень внимательно относиться к воспитанию своих детей. Помню, как наша дочь в 14 лет попросила приобрести плеер. Я ответил: «Хорошо, мы купим плеер, но ты не должна слушать на нем рок или тяжёлую музыку. Обещаешь?» И она, очень правдивая девочка, сказала: «Да, обещаю». Когда речь зашла о компьютере – мы разрешили ей работать, переписываться, но попросили не заходить на неприличные сайты, не развлекать себя играми. И она исполняла данное родителям слово.

Думаю, что сегодня многим не хватает внимания и понимания, целенаправленности в том, что касается воспитания детей. Если сами родители, взрослые, погружаются в компьютеры, в телефоны, и их очень тяжело бывает оторвать от игр, фильмов, оголтелых боевиков, то что можно ожидать от детей?

Когда-то мы приехали в Псково-Печерский монастырь к архимандриту Иоанну (Крестьянкину) и стали расспрашивать его о воспитании детей. Я думал, что он развернёт научную концепцию, а он ответил очень просто: «Если хотите, чтобы дети не пили, не пейте; не курили – не курите; не блудили – не блудите. Воспитывайте детей авторитетом своей собственной жизни».

Так где же твой авторитет, если ты сидишь с утра до ночи в компьютере, смотришь фильмы, которые ничего доброго, в общем-то, не несут?

– Отец Владимир, а какое кино, по вашему мнению, можно назвать добрым?

– Доброе кино, которое мы проповедуем кинофестивалем «Лучезарный Ангел», безусловно, основано на христианских нравственных ценностях. Они формируются в том числе благодаря религиозному воспитанию. Ведь даже в светской жизни многие люди не совершают преступлений из-за боязни наказаний. А мы, христиане, также из-за боязни наказания в Жизни Вечной стараемся не допускать в своей жизни грех, безобразия. Но дальше человек постепенно поднимается – от страха Божия до любви к Богу. Эта высшая ступень означает, что я люблю Бога, не хочу Его огорчать и поэтому постараюсь жить по Его заповедям.

– Отец Владимир, фестиваль имеет статус международного, в этом году к участию были предложены фильмы из 20 стран. А как добро определить в отношении к инославным участникам кинофестиваля?

– Само по себе добро наднационально, оно живет в том числе в очищенной человеческой совести. Но, конечно, в других религиях это добро может быть с примесями зла. В православии нравственные идеалы представлены в незамутненном виде, у нас проповедуется добро, очищенное от примесей, и мы стараемся сами воплощать это добро в своей жизни. Но, как при любом обучении, мы нуждаемся в преподавателе, который расскажет нам о том, что такое хорошо, а что плохо.

– Можно ли сказать, что добро – это то же самое, что и христианская добродетель любви? Или это нечто другое?

– Конечно, добро – это одно из проявлений всеобъемлющей христианской добродетели любви, про которую апостол Павел говорит «пребывают сии три – вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). Поэтому человек, который действительно стремится к любви, одновременно старается совершать добро в этой жизни.

– Отец Владимир, в этом году на кинофестивале представлена большая тематическая программа «От Великой Отечественной до наших дней. Усваиваем ли мы уроки истории?». А что, на ваш взгляд, самое главное в кинофильмах о войне?

– Я думаю, что в фильмах о войне необходимо говорить о верности Отечеству, идеалам, связанным с Родиной. Ведь что такое Отечество? Это огромная семья, макросемья, частью которой мы все являемся. Поэтому, безусловно, лучшие кинофильмы о войне должны воспитывать чувства любви, верности семье, Родине, понимание того, что мы являемся их защитниками. Думаю, что в первую очередь необходимо говорить о любви к Богу, к отцу, к матери, к жене, к мужу, к детям, а затем – также – о любви к нашему Отечеству, к государству. И у зрителей должно возникать понимание того, что если случится година испытаний, которую мы, кстати, сейчас переживаем, то мы должны защитить своё Отечество – для наших будущих поколений.

– А можно ли в кинофильмах о войне говорить о христианской заповеди о любви к врагам?

– Для этого требуется большое искусство, мастерство. Ведь даже многие уверовавшие церковные люди не совсем понимают, как это возможно – возлюбить врагов своих. Нужно обладать большим талантом, тактом и искусством, чтобы передать, направить, вдохновить людей на любовь к врагам. Особенно когда речь идет о военном времени.

Но когда меня спрашивают, что значит возлюбить врагов своих – я объясняю очень просто: с арифметической точки зрения. Допустим, мне человек делает зло, я не отвечаю злом на зло – получается ноль, количество зла в этом мире не увеличивается. Другая ситуация: мне человек делает зло, а я отвечаю на это зло любовью. И любовь, как мы знаем, выше и больше, чем зло. Поэтому я так или иначе ухожу в плюс. Это надо нащупать, осознать и затем уже транслировать.

– Отец Владимир, известно, что Церковь всегда неоднозначно относилась к актёрству, к театру. Певец Фёдор Шаляпин рассказывал о том, что после исполнения арии Мефистофеля его преследовали инфернальные образы, пришлось исповедоваться, каяться, причащаться. Какие правила духовной безопасности вы советуете людям, связанным с кинематографом?

– Была ли Церковь всегда против театра? Не совсем так: известно, например, что святитель Димитрий Ростовский писал пьесы. Церковь действительно отрицала тот театр, который проповедовал безнравственность или же другую веру. Но если кинематограф опирается на православие, думаю, всё возможно.

Со мной некоторые могут не согласиться, но мне кажется, что сейчас игра многих актеров основана на психологических приемах, переживаниях. Но, например, народный артист СССР Василий Качалов и его ученики играли немножко по-другому. Они исполняли роли в том числе не очень приличных людей, не впуская эти образы в сердце, держались на мастерстве. И, конечно, таким людям было легче выйти из образов, тех ролей, которые они исполняли.

А вот актерам, игра которых базируется на психологизме, подчас бывает очень трудно выйти из образов. И у некоторых артистов повреждается психика, они не могут выбраться из определенного состояния, роли отрицательного героя. Здесь, конечно, кроется определенная опасность для человеческой души. Поэтому артистам с тонкой психикой я бы не советовал погружаться в недоброкачественные образы.

И я знаю многих замечательных, именитых артистов – Екатерину Васильеву, Любовь Стриженову и других, которые отказывались от некоторых отрицательных ролей, больших денег, которые им предлагали – чтобы не повредить себе и тем людям, которые будут смотреть эти фильмы.

– Отец Владимир, как вы думаете, в чем состоит главное достижение кинофестиваля «Лучезарный Ангел» за минувшее двадцатилетие?

– Всегда можно найти какие-то изъяны, недостатки, но, безусловно, кинофестиваль «Лучезарный Ангел» приобретает и приобрел уже силу, значимость, известность. И очень многие люди сегодня говорят – не специально, я не вынуждаю их на эти признания, – что рады тому, что кинофестиваль «Лучезарный Ангел» существует – как альтернатива злу, которое несёт в себе антихристианское кино.

-– Можно ли отметить какие-то работы XX кинофестиваля «Лучезарный Ангел», которые понравились вам, тронули как зрителя?

– Да, это три фильма: «Доктор» режиссера Артема Темникова, «У самого Белого моря» режиссера Александра Зачиняева, а также фильм «Папы» (режиссеры – Анна Матисон, Карен Оганесян, Сергей Юдаков, Михаил Погосов, Армен Ананикян) – это новеллы об отцовской любви, о ситуации пап, которые были вынуждены в силу каких-то своих причин расторгнуть браки, оставить детей без отцов…

– Батюшка, а почему на кинофестивале так мало фильмов о прочных многодетных семьях – таких как, например, «Однажды двадцать лет спустя» с Натальей Гундаревой. Что должно произойти, чтобы такие фильмы появились?

– Для того чтобы появились такие фильмы, должны появиться художники, режиссеры, сценаристы, операторы, которые бы вдохновились многодетностью. Сейчас таких очень мало. Когда их будет больше – они смогут привнести эти положительные образы в кинематограф.

– Отец Владимир, что можно пожелать участникам XX юбилейного кинофестиваля «Лучезарный Ангел»?

– Конечно, я желаю успехов. Как можно дольше – на протяжении тех лет, которые Господь отпустит нам – продолжать эти встречи единомышленников, людей, которые заражены добрыми идеями. Мы поддерживаем друг друга в своих мыслях, словах, делах, а значит, наша проповедь становится более сильной, емкой и обширной.

И я хотел бы пожелать нам всем и себе в первую очередь – не оскудевать в добре, не гасить тот огонь любви, великих христианских нравственных ценностей, который нас всех соединил и которые проповедует наш кинофестиваль.

 

Беседовала Ольга Каменева

поделиться :