Ретроспектива. «Последние Романовы: в жизни и на экране»

Ретроспектива. «Последние Романовы: в жизни и на экране»

Авторская программа Андрея ШЕМЯКИНА,
президента Гильдии киноведов и кинокритиков
Союза кинематографистов РФ,
киноведа, кинокритика, отборщика документального кино
кинофестиваля «Лучезарный Ангел»

Документальная ретроспектива
Х Международного благотворительного кинофестиваля
«Последние Романовы: в жизни и на экране»

Эта проблемная ретроспектива, посвященная 400-летию дома Романовых, включает в себя кинопоказы и итоговый круглый стол. Можно было бы представить избранные классические ленты, что называется, на тему. Однако автор предлагает проблемную ретроспективу, посвященную именно последним Романовым, со съемок коронации которых, фактически началось отечественное документальное кино.

Соединяя хроникально-документальные (почти исключительно монтажные) ленты и игровые картины, являющиеся в данном контексте ДОКУМЕНТАМИ ВРЕМЕНИ, мы хотели бы показать, что эта тема, как никакая другая, содержит исторические лакуны, совершенно сознательно допущенные советской властью. Хроника жизни царской семьи, как и большая часть кинематографа России, снятого до октябрьского переворота, была глубоко под запретом. Но – свято место пусто не бывает. И если еще в конце 20-х годов, – что очень важно, – уже пришло первое послереволюционное поколение, которое надо было воспитывать на новых мифах, если идеологический монтажный фильм «Падение династии Романовых» Эсфири Шуб был призван полемически переосмыслить старую хронику, то в этом же жанре и в начале 90-х появился документально-игровой фильм «Сонм белых княжен» (Н. Обухович), возвращающий нас из идеологического мифа в реальную историю, а дореволюционную хронику – из обвинительных материалов в документальные свидетельства обычной жизни «венценосной семьи». То есть эволюция заданной темы здесь ясна и нуждается лишь в подтверждении.

Что же касается кино игрового, то здесь все намного сложнее. Между 1918-м и 1968-м, когда была впервые, по предложению Ивана Пырьева, запущена «Агония» Элема Климова, встретившая затем, после первого запрета сценария, на самом высоком уровне активную поддержку нового министра Госкино Ф.Т. Ермаша. И тот факт, что картина затем была наглухо закрыта больше чем на 10 лет, то есть, положена на полку, отнюдь не покрывает более чем драматичной истории ее создания. А именно: из исторического памфлета, каким был первоначально задуман фильм, его благодаря критическим замечаниям и студийная редактура, и идеологическая цензура, и даже сам режиссер попытались превратить ОПЯТЬ ЖЕ В ХРОНИКУ предреволюционной агонии «старого режима». В том же ключе социально-психологической аллегории решались и некоторые другие более поздние ленты, где так или иначе трагедия последних Романовых была составляющей какого-либо иного сюжета («Цареубийца» Карена Шахназарова).
Наступает пора исторического осознания результатов национальной трагедии, и продолжения начатого в 90-е ПОКАЯНИЯ. Этому вопросу в первую очередь будет посвящен итоговый Круглый стол. Насколько мы готовы и к осмыслению, и к покаянию, – покажет реакция зрителей на нашу ретроспективу.


 
«НИКОЛАЙ II. КРУГ ЖИЗНИ» Россия, 1998 г., 90 мин. Документальный фильм
Режиссер: Сергей Мирошниченко

«ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ» СССР, 1927 г., 90 мин. Документальный фильм
Режиссер: Эсфирь Шуб

«РОМАНОВЫ. ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ» Россия, 2000 г., 135 мин. Художественный фильм
Режиссер: Глеб Панфилов

«РОМАНОВЫ: МИСТИКА ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ» Россия, 2013 г., 48 мин. Документальный фильм
Режиссер: Людмила Снигирева

«СОНМ БЕЛЫХ КНЯЖЕН» Россия, 1992 г., 90 мин. Документальный фильм
Режиссер: Николай Обухович

«СПАСТИ И СОХРАНИТЬ» Россия, 2013 г., 52 мин. Документальный фильм
Режиссер: Андрей Осипов

поделиться :