2 ноября на кинофестивале «Лучезарный Ангел» показом дня стал фильм режиссера Ильи Казанкова «Позывной «Пассажир»» (Россия, 2024).
Главная проблема
На открытии XXI кинофестиваля «Лучезарный Ангел» сопредседатель Оргкомитета фестиваля протоиерей Димитрий Рощин процитировал слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что главная проблема сейчас – это равнодушие к тому, что происходит на фронте.
«Сами разберутся», – в начале фильма говорит и главный герой Николай Рябинин (Антон Шагин), богемный писатель, которого на утро после бешеного угара буйной вечеринки в ночном клубе будит звонок.
– Мать в больнице, – голос отца.
«Мама, это страшно, люблю», – прислал накануне эсэмэс старший сын Алексей, что ушел добровольцем на Донбасс, и связь с ним пропала.
Николай отправляется на поиски брата.
Напоминание
– Несмотря на минские договоренности, украинская сторона продолжает обстрел мирных городов Донбасса, – вещает TV.
– Не мы начали эту войну, но мы ее закончим, – говорит командир батальона с символичным, впрочем, названием «Аврора».
Мотив «Тараса Бульбы» Гоголя: «Я тебя породил, я тебя и убью!»
Именно в результате большевистского переворота и возникла «Советская Украина, которую и в наши дни можно с полным основанием назвать “Украиной имени Владимира Ильича Ленина”», – 21 февраля 2022 года перед началом Специальной военной операции отмечал в своем ставшем уже историей телеобращении Президент России В.В. Путин.
И в фильме бюст Ильича, этого виновника и нынешней бойни, фигурирует, как напоминание, в момент перед страшной пыткой и смертью командира.
Погибает практически весь наш батальон, позывные, начиная с командира: Курок, Адам, Гомер, Артист, Орда, Ромашка и др. В живых остается только главный герой с позывным Пассажир.
Искать брата
Автобусик, набитый до предела, детворой, женщинами, стариками, катит по цветущим полям. Там за деревьями КПП и – мирная жизнь. Долгожданный Покой.
Герой выходит.
– Я к своим. Искать брата.
«Братским сердцем» его называет и нацист, с которым, не зная, кто перед ним, едва попав «за ленточку», Николай Рябинин делится сигаретами, бутербродами. Всякому, просящему у тебя, давай (Лк. 6:30). Сколько после Великой Отечественной воспоминаний о том, как некая сила, названия которой даже не знали, одурманиваемые пропагандой безбожия, хранила тех, кто, зная о том или не зная, поступал по заповедям.
Брат Николая, Алексей, скорее всего погиб – и он даже коснулся при опознании выведенной на ноге того татуировки с именем «первой любви». Но брата в боях наши обретают и тогда, когда с той стороны танкист, перегнав сюда танк, сдается нашим: «Не могу я убивать свой народ!».
Несколько карикатурно в истерике «Я – русский!» бьется, хватаясь за свою жизнь, пилот подбитого нашими истребителя ВСУ, что бомбил донбасские сёла.
– Не смотрите на меня так! – орет на детей, стариков, женщин. – Я исполнял приказ. Только не убивайте меня!
Его, как зверя, подобьет из охотничьего ружья одна из обезумевших от горя простых тёток, что причитает о своем только что погибшем «Васенька, Васенька…» Она – о старике.
Недетские вопросы детей
Но убивают ВСУшники одного за другим, и даже в упор, и детей.
Есть кадр, когда ворующий кур фашист (на шее крестик, а рядом на груди и свастика вытатуирована) вскидывает автомат на главного героя:
– Один?
– Не один, – отвечает тот, – у него за спиной маленькая девочка. Через несколько минут ее от прямого попадания бомбы не останется в живых.
Девочек на линии фронта играют в фильме, скорее всего, дочери режиссера, – сестры Казанковы.
– А умирать это не больно? – спрашивает одна из них, когда дети скрываются в подвале при бомбежке, их не убежавшую с линии фронта учительницу Валентину (Любовь Баханкова).
Возглавляющая на XXI кинофестивале «Лучезарный Ангел» жюри короткого метра Елена Цыплакова, помогающая фронту, поддерживающая по госпиталям раненых, на открытии фестиваля поделилась, что ей бойцы с передовой рассказывают про убитых уже и на Курской, Белгородской землях детей…
Залог Победы
…Возвращаясь к фильму, который просто пронзает жизненностью, – вот кто-то сильно похожий или и сам тот Васенька мчит по столь радостным цветущим полям, – точно уже пажитям вечного Покоя, – в автобусе, который главный герой, очнувшись в нем, останавливает, чтобы выйти…
Ранее был уже кадр, когда группа, – иные едва прибыв на фронт, – тут же попадает под артиллерийский обстрел – все на смерть. И вот они уже идут тихими, где беззвучно парят зонтики вызревших одуванчиков, полями…
И тогда, отлучившись от них за водой, главный герой остается жив. И сейчас вот он просит остановить этот символичный – везущий всех в безмятежный Покой – автобус.
– Нам с тобой в разные стороны, – заверяет его тот самый поживившийся сигаретами и бутербродами нацист ВСУ.
Герои остаются жить, и жить вечно.
А враг будет разбит. Даже вопреки этому неумолимому в своем трагизме бою, которым завершается картина. Повествует она о 2015 годе. Хотя эта война уже тогда показала весь свой накал: «Не с Украиной воюете, со всей Европой!» И воплощено на экране это и сейчас идущее побоище так достоверно, что сам недавно едва не погибший там военкор Евгений Поддубный, посмотрев эту премьеру, подтверждает «На фронте всё именно так». И это должны все увидеть.
Это фильм-призыв. Чтобы не осталось равнодушных. В этом залог Победы.
Ольга Орлова