Картина о жизни Церкви и Евангельских ценностях на языке современной молодежи, романтическая комедия, вырастающая в высокую русскую драму, – так охарактеризовал фильм «Страсти по Матвею» Сергея Ильина эксперт ДЭС кинофестиваля «Лучезарный Ангел» протоиерей Федор Бородин. Впрочем, у молодых людей свой собственный взгляд на этот фильм…
Мы продолжаем публиковать рецензии на картину старшеклассников, а также студентов МГИМО и МГУ им. М.В. Ломоносова. Сегодня своими мнениями с нашими читателями поделились Елизавета Легойда, Мария Аль-Сальхади, Асан Жакупов, Кирилл Очерекин.
Елизавета Легойда, 10-й класс
Фильм «Страсти по Матвею», вышедший на экраны в 2023 году, рассказывает историю молодого алтарника, которому обещан приход, но при условии, что он женится, и вот тут у Матвея начинаются проблемы…
В фильме много разных линий, мотивов, поднимаются различные проблемы. Большинство из них – так называемые вечные вопросы человека и общества. Среди них и конфликт поколений, и вопрос соотношения свободы и ответственности, проблема любви и страсти, долга, семьи, традиций и т.д. Именно они «цепляют» человека, независимо от его мировоззрения.
Хотя фильм о жизни православных людей, в нем много действительно тонких религиозных шуток и в целом сюжет строится на церковных реалиях, я все же задаюсь вопросом: проповедует ли этот фильм именно христианские ценности? Что хочет сказать автор картины? Ведь если главный посыл фильма заключается в «любви не по правилам», тогда православие и его ценности остаются лишь декорациями картины, но никак не ее смыслом.
Создатели фильма стараются разрушить стереотипы о православии, что у них получается довольно успешно. Не зря Агата говорит Матвею: «Я даже не думала, что у вас все так…», «По-человечески» – прерывает ее Матвей. Эта человечность православной веры показана искусно: через быт, юмор, чувства. Автор пытается донести, что быть верующим – не значит ограничить себя тяжелым сводом вековых правил и традиций, не иметь возможности жить и быть счастливым, наоборот, вера – это про свободу выбора и воли. Но пользоваться этой свободой необходимо очень осторожно, в противном случае она может превратиться в безответственность.
В сцене, где отец отчитывает Матвея за ложь по поводу невесты и отправляет его в монастырь на помощь детскому лагерю, батюшка прямо говорит: «Есть долг, семья и традиции, а потом уже, может быть, то, что ты почувствовал». Таких моментов в фильме немало, иногда противоречие между любовью и долгом показано косвенно, иной раз, как и в вышеописанной сцене – прямой текст.
Один из главных вопросов фильма озвучивает Роберт: «Вот эта любовь, которая своего не ищет, вот эта вся жертвенная история, она зачем?». На что Матвей отвечает: «Потому что любовь – не только про себя, это и про другого». В этот момент, кажется, что фильм абсолютно христианский. В этой же сцене Агата задает вопрос: «Что важнее – любовь или правила?», на что все, включая Матвея, отвечают – любовь.
Здесь возникает вопрос, для чего автор показывает превосходство любви над правилами, не противоречит ли это христианским принципам? Кажется, что нет, ведь буквально следующая реплика Матвея, когда он цитирует апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно», демонстрирует приверженность героя истинным православным ценностям.
А вот фраза Матвея о любви: «Я понял, что она не по правилам, вообще никогда не по правилам», которая звучит в самом конце фильма, ставит меня в тупик. Мне не понятно – зачем автор противопоставляет любовь и правила, ведь они не являются противоположностями, как, например, религия не является антиподом науки.
Мне кажется, истинная христианская любовь, та, что приносит счастье и гармонию, вовсе не противоречит правилам, она, наоборот, ими подкрепляется. Именно на любви по правилам строятся долгие верные браки и счастливые семьи.
Поэтому вопрос о «православности» фильма для меня остается открытым, неразрешенным, возможно, автор специально создает такую ситуацию, чтобы мы все хорошенько подумали.
Но об этом лучше спросить у него самого.
Мария Аль-Сальхади, студентка 1-го курса магистратуры исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
«Настоящая любовь всегда не по правилам», – так можно сформулировать основной посыл фильма Сергея Ильина «Страсти по Матвею», название которого – прямая отсылка к духовной оратории И.С. Баха. Как произведение Баха является поэтическим переосмыслением евангельских событий, так и его современный «двойник» – попытка проанализировать, как евангельская проповедь, проповедь любви, реализуется в современном мире. Не случайно на протяжении всего фильма звучат отрывки из «Посланий» апостола Павла, посвящённые любви.
Сюжет фильма незатейлив: в лучших традициях русских сказок грозный отец (священник Иоанн Тихомиров) собирается женить своего сына Ивана-дурачка (Матвея-алтарника); в лучших традициях русских священнических семей он выбирает сыну жену «из своих». Правда, избранница самого Матвея (Агата) совсем не вписывается в образ потенциальной матушки, предпочитая богослужениям шумные вечеринки, а тату-салон клиросу.
Несмотря на комизм и внешнюю «лёгкость», фильм поднимает весьма непростые вопросы. Зачем нужно верить? Для чего нужна жертвенность? Что такое настоящая любовь, которая «не ищет своего»? При этом внимательный зритель может продолжить эту цепочку вопросов, задавая их самому себе. Всегда ли мы воплощаем в жизнь то, во что привыкли верить? Может ли Бог стать обыденностью? Когда традиция заслоняет суть? Именно «лёгкость» и простота позволяют вводить эти сложные вопросы аккуратно, вплетая их по мере развития сюжетной линии. Тем самым основной посыл фильма преподносится не как нарочитое поучение, но как предложение поговорить с самим собой.
Обращает на себя внимание и то, что православие, в изображении создателей фильма, – это не строгий набор бесчисленных ограничений. Это возможность открыть в себе что-то новое, обрести крылья. Так, робкий и слегка «задавленный» христианским традиционализмом Матвей (в исполнении Дениса Власенко) никак не мог запомнить текст апостола Павла о любви. Когда же он осознал, о чем на самом деле пишет апостол, то, еще не будучи священником, не на паперти, а в больничном дворе, вдохновенно произнёс свою первую в жизни проповедь.
«Первая проповедь» – пожалуй, ещё одно (зрительское) название для фильма «Страсти по Матвею», который учит добру и предлагает порассуждать о важном, но с улыбкой.
Асан Жакупов, студент 1-го курса магистратуры исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Признаться, я нахожусь под большим впечатлением от замысла авторов картины. Режиссер, на мой взгляд, пытается решить сразу несколько больших задач. Во-первых, демонстрирует некоторую разобщенность верующих в наше время, так как одним из главенствующих мотивов картины является противопоставление традиции и современности. Поле битвы – любовь, человеческое сердце. Во-вторых, показаны два разных мира, Церковь и современное общество, они не существуют параллельно, но и не конфликтуют открыто. Наоборот, в фильме справедливо замечено, что Церковь милосердно принимает всех стремящихся в нее, тогда как общество просто запуталось. Во-третьих, с первых минут фильма автор просто и понятно знакомит зрителя с внутренним миром Церкви, да так, что такое приобщение не может не вызвать восторга и восхищения. Даже далекий от религиозной обрядности человек проникся бы симпатией к Церкви после такого знакомства. Очевидно, что фильм снят искренне, с душой, с большим уважением и любовью к христианской общине.
Осмелюсь предположить, что сюжет этой картины гораздо глубже, чем просто любовная романтическая комедия или даже драма. Да, в центре внимания находится история любви Матвея к Агате. Но истинная ли это любовь? Думаю, вовсе не случайно на постере фильма изображено яблоко, символ искушения. Не совсем четко была проведена автором граница между любовью и страстью (хоть и юношеской, наивной). Именно страстью, поскольку помимо влечения между героями не ощущается каких-то глубоких чувств, привязанности и общности. Также мы можем наблюдать некоторую критику «традиционализма». Традиции в фильме противопоставляется любовь, а строгому и консервативному отцу – мягкий слабохарактерный сын, пытающийся по-новому взглянуть на мир.
Тем не менее эта картина мне очень понравилась. Финал порадовал. Мне казалось, что все в этом фильме вело к тому, чтобы Матвей и Агата воссоединились. Однако Матвей остается верен своему долгу, а Агата своему. Эта концовка изменила мое отношение к главному герою в лучшую сторону. Из положительных сторон киноленты следует также отметить ее символизм, отсылки к Евангелию, хороший юмор, притягательный образ христианской общины и актуальные проблемы, которые поднимают авторы картины: любви, жертвенности, различий в мироощущении героев.
Кирилл Очерекин, председатель Православного клуба МГИМО, студент 1-го курса магистратуры факультета управления и политики МГИМО
В силу своей принадлежности к жизни Церкви с детства мне всегда были интересны фильмы о священниках. И в большинстве случаев подобные картины доставляли мучение моему сердцу. Сегодня наша жизнь такова, что для того, чтобы снять кино про космос, артисты летают в космос, но когда начинают снимать о Церкви, невольно понимаешь, что люди в храме не были никогда, ни одной службы не отстояли, ни разу не общались со священниками. Не знают буквально ничего о Церкви, но при этом снимают кино.
«Страсти по Матвею» стали приятным исключением из этого современного правила. Это фильм, снятый с любовью к Церкви и с некоторым достаточным знанием её внутренней жизни, характерной красоте, сокрытой от внешнего глаза. В картине показана жизнь церковного народа: с любовью, где-то с юмором и простотой. Впервые в подобных картинах я увидел теплоту и достаточную адекватность церковной жизни.
После просмотра фильма становится очевидным, что режиссер удосужился поинтересоваться предметом, о котором снимал фильм, и это прекрасно и очень ценно для подобного кино!
В фильме нет лжи, а есть человеческая теплота, с которой показан современный молодой человек, окончивший семинарию, в поиске пары, что всегда непросто, а в данном случае еще тяжелее! Фильм хорошо, интересно снят, понятен современным молодым людям.
Те люди, кто знают Церковь изнутри, не раз улыбнутся доброй улыбкой при просмотре фильма, те же, кто пока не знают её – посмотрят на неё чуть более смягченными глазами.