Многолетний успешный полёт «Лучезарного Ангела» убеждает в том, что православное, духовно-ориентированное кино востребовано в обществе. В то же время отборщикам и членам Экспертного совета становится всё труднее выбирать достойные картины в шумном информационном море. И всё чаще эти избранные имеют «заграничную прописку»!
Что случилось? Или отечественная школа растеряла свои гуманистические традиции и уже не впереди планеты всей в области высокого искусства?
Политика нашего государства, слава Богу, изменилась, и на самом высоком уровне было признано, что воспитание молодёжи на демонстративном преклонении перед тупой физической силой и силой денег – это кратчайший путь в пропасть. Преимущество в финансировании, как нам говорят, получили проекты, «продвигающие» идеалы добра, милосердия, патриотизма…
Сейчас появилась опасность того, что как из рога изобилия польются на наши счастливые головы военно-исторические и православно-исторические саги «быстрого приготовления» со звёздами бандитских сериалов в главных ролях.
Почуяв конъюнктуру, продвинутые молодые кинематографисты откупорят кладезь православного Предания – благо, там при желании можно найти и семейную хронику, и мелодраму, и трагедию, и без счёта баталий и психологического триллера…
А в центре – идеальный герой (героиня) с драматичной судьбой и уникальными дарованиями, есть, где развернуться мастерам компьютерной графики…
Вот уже добрались до святой блаженной Матроны, в образе которой 99 из ста соотечественников не найдут отличий от Ванги, например.
Самые тонкие знатоки современной культуры – к ним я отношу св. прп. Паисия Святогорца – не случайно многократно повторяют одно слово – благоговение. Наличие или отсутствие этого свойства в тех, от кого зависит претворение замысла в жизнь (а их список может оказаться очень длинным, от автора сценария до гримёра), определяет качество выходящего продукта.
Если сценарист, режиссёр, художник полон благоговения и обладает обширными познаниями в области православной догматики и канонического искусства, и при этом является выдающимся профессионалом в своём деле, то тогда…но, строго говоря, много ли мы найдём таких корифеев?
Неприязнь Церкви к театру и строгость в канонах живописи (задолго до эпохи кинематографа) исходит вовсе не из опасений за свою монополию в воздействии на умы.
Просто надо признать, что это воздействие будет отличаться, если святую икону, написанную постником-иноком по всем канонам, сравнить с рафаэлевской прекрасной дамой, повторяющей черты хорошо знакомой художнику обольстительницы…
Мы можем сколько угодно любоваться искусством мастера и красотой модели, но это не духовное чувство. Больше того, если выдать его за духовное, то неминуемо повреждение души, которая пойдёт блуждать по тёмным закоулкам сознания, вместо того, чтобы воспарить к горнему!
Фальшивая святость хуже, чем явный грех!
Для детского кино можно сделать определённые исключения, учитывая специфику именно детского восприятия абстрактных понятий и окружающей действительности. Для детей близка рисованная техника, она же ближе всех к иконописному канону. В этом году для нас подарком стал фильм о девочке Серафиме, где главным героем является преподобный Серафим Саровский. Художник совершенно свободно движется в пространстве церковного мира, ему понятны его символы и опытно знаком духовный облик святости. Образа Преподобного он касается деликатно, именно благоговейно!
Попробуем представить, что было бы, если бы полнометражный фильм был игровым!..
Современное документальное кино обладает мощными возможностями для просветительской работы, и фильмы о святых вполне «конкурентоспособны», если сделаны талантливо и выражают авторскую позицию, содержат новые материалы.
В последнее время стали популярны игровые вставки-реконструкции в документальном кино. Удачи редки, к сожалению.
Там, где есть игра, превращение, перевоплощение, там не живёт простая и препростая Истина!
Протоиерей Константин Сопельников,
эксперт Духовного экспертного совета,
настоятель храма во имя Живоначальной Троицы в Чертанове