27 ноября исполнилось 60 лет Владимиру Машкову, Народному артисту России, художественному руководителю театра и театральной школы Олега Табакова, общественному деятелю и педагогу.
Чем артист отличается от актера?
Одним из самых запоминающихся мероприятий XX кинофестиваля «Лучезарный Ангел» стала творческая встреча с Владимиром Машковым. «Актуальный разговор о смысле жизни, творчестве и о душе» состоялся накануне 60-летнего юбилея артиста, который он отмечает 27 ноября 2023 года.
Зал был полон, мест не хватило для всех желающих слушать и говорить с любимым артистом. Люди заняли проходы, сидели и стояли на ступеньках. А говорил Владимир Львович о самых актуальных сегодня проблемах театра, кино и нашей жизни. О том, что человек не может жить без веры. Что искусство – высшая форма существования человека, к которой художник устремлен в своем творчестве всю жизнь.
У Владимира Машкова богатая творческая биография. Он снялся в более полусотни фильмов и сериалов в России и за рубежом. Выступает как режиссер и продюсер. На президентских выборах 2018 года был доверенным лицом Владимира Путина, а на выборах мэра Москвы – доверенным лицом Сергея Собянина. Он – член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Удостоен множества профессиональных премий за работы в театре и кино, а также звания Народного артиста России.
Кстати, в тот вечер Владимир Машков вспомнил слова Фонвизина о том, в чем состоит отличие между актером и артистом. «Актер – это талантливый исполнитель, а артист – художник, творец. И этому высокому званию – артист – нужно соответствовать. Я всегда разделял замыслы режиссеров, но, работая с текстами моих ролей, предлагал что-то свое».
«Делаю то, что не успел учитель»
Учителем Владимира Машкова был Олег Табаков, который в свою очередь учился у Василия Топоркова. Тот был учеником создателя русского психологического театра Константина Станиславского. «А значит, мы фактически в трех рукопожатиях от Станиславского. И на нас лежит большая ответственность. Она в том, чтобы знания и опыт передать следующим поколениям».
Шесть лет назад, 27 ноября 2017 года, в день рождения Владимира Машкова, артиста поздравляли друзья, товарищи, просто знакомые. Не было звонка лишь от Олега Павловича Табакова. Именно в тот день он попал в больницу, из которой 12 марта 2018 года шагнул уже в Вечность.
Буквально через несколько дней после его смерти Владимиру Львовичу позвонили с предложением возглавить театр Олега Табакова. «Я в это время считал себя свободным человеком. Кино – это другой вид деятельности. Я сказал: надо подумать», – рассказывает Машков. Он пришел домой, открыл сайт театра Олега Табакова, увидел, что в Театральном холдинге есть мастерские, колледж…
«Знаете, мы иногда все задумываемся: есть ли Бог? А я вам могу сказать: Он есть, – размышлял Владимир Львович в тот вечер. – Я просто начал писать, что надо сделать. До меня это позже дошло, когда я очнулся глубокой ночью, исписав толстую тетрадь. И понял, что это было завещание моего учителя. И не исполнить эту просьбу я не мог. И вот я уже пятый год руковожу театром имени Олега Табакова. Делаю то, что не успел сделать учитель».
«Артист растет на сцене, среди мастеров»
Одной из главных задач Театральной школы Олега Табакова, по словам Машкова, является совершенствование системы обучения будущих артистов. Раньше ребята приходили в колледж после 9 класса, учились 3 года и 8 месяцев, получали дипломы о среднем образовании. Но театры неохотно брали вчерашних студентов колледжей, требуя высшего образования. Значит, еще четыре года надо было учиться, что накладно и для государства, и для студентов.
«У артиста, как и хирурга, нет окончательной точки обучения. Оно бесконечно, если хочешь быть художником, творцом, а не просто исполнителем чужой воли. Артист растет на сцене, среди мастеров разных поколений. И мы создали пятилетнюю интегрированную программу общего среднего и высшего образования», – рассказал Машков.
Талантливых ребят театр сегодня ищет по всей стране от Камчатки до Калининграда. Весной 2024 года будет первый выпуск нового курса. Пока из 24 человек удержались 11. «Но за каждого из них мы отвечаем», – говорит Машков.
Московский театр Олега Табакова вплотную работает с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, с Психологическим институтом РАО. Задача такого сотрудничества – развитие русского психологического театра, созданного некогда Константином Станиславским.
«Играть на сцене не надо. Играть можно в шашки, в шахматы. Смысл нашей профессии – воспроизведение человеческого поведения. И это требует большого внимания к персонажу. Нужно, конечно, идти от себя. При этом быть от себя как можно дальше. Тогда возникает пространство сопереживания, сострадания», – поделился Машков.
Наблюдение за миром, чувственное внимание к человеку – вот важнейшие качества артиста, которым, по мнению Машкова, надо учить молодых.
Влияют ли сыгранные роли на судьбу?
Один философ как-то задал Машкову вопрос: «Влияют ли сыгранные вами роли на вашу судьбу?»
«Я поначалу не знал, что ответить, никогда не ставил так вопрос перед собой, – размышлял Машков, – прошло время, прежде чем я понял, что сыгранные роли, бесспорно, на нас влияют. Некоторые образы дают нам возможность посмотреть на себя по-другому или найти в себе те неведомые, загадочные повороты души, о которых ты даже не думал».
Один из знаковых спектаклей «Табакерки» – «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. Владимир Машков играет в ней роль старого жуликоватого еврея Абрама Шварца, но вместе с тем очень доброго человека, бесконечно любящего своего сына Давида. Абрам мечтает видеть его великим скрипачом. И юноша едет в Москву, поступает в консерваторию, делает успехи. Но приезжает отец и ненароком рассказывает о своих финансовых махинациях сотруднику министерства культуры, который выдвинул Давида на конкурс скрипачей. Его карьера под вопросом, и молодой человек ненавидит за это отца. Но начинается война, Давид идет на фронт и получает тяжелое ранение. В предсмертном бреду ему является отец и рассказывает, что в лагере его убили немцы…
Многие мужчины, которые смотрят спектакль, плачут, не стесняясь своих переживаний. Некоторые потом пишут письма артистам. В одном из них человек рассказал, как 15 лет не разговаривал с отцом, а после спектакля позвонил ему, и они примирились.
«Психолог Лев Выготский как-то сказал, что искусство – это способ уравновешивания человека с миром в самые ответственные и критические минуты жизни. Если это происходит, значит, артисты правильно работают», – полагает Машков.
Организаторы кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел» сердечно поздравляют Владимира Львовича с юбилеем, желая ему многих плодотворных лет творческой жизни, здравия души и тела, помощи Божией на всех путях его служения Богу, Отечеству и ближнему.
Александр Трушин