«ЖИЗНЬ ПОДАРИЛА УВИДЕТЬ…»

«ЖИЗНЬ ПОДАРИЛА УВИДЕТЬ…»

Художественные образы Анатолия Заболоцкого

Анатолий Дмитриевич Заболоцкий родился в 1935 году, в Сибири, в Красноярском крае. В 1960 г. закончил операторский факультет ВГИКа.

Работал на 9 киностудиях СССР кинооператором-постановщиком. Снял 15 художественных фильмов: «Альпийская баллада» (1965 г., киностудия «Беларусьфильм»), «Через кладбище» (1964 г., киностудия «Беларусьфильм»), «Безумие» (1968г., киностудия «Таллинфильм»), «Печки-лавочки» (1972 г., Киностудия им. А.М. Горького), «Калина красная» (1974 г., киностудия «Мосфильм»), »), «Целуются зори» (1978 г., киностудия «Мосфильм») «Обрыв» (1984 г., киностудия «Ленфильм») и др., а также 8 короткометражных документальных фильмов в качестве оператора, соавтора, режиссера.

С 1977 года занимается фотографией. С этого времени вышло 24 издания с фотоработами А. Заболоцкого: книги, альбомы, фотокалендари – результат многократных поездок по бескрайним просторам Советского Союза и России. Автор отмечает, что наиболее интересно было работать над двумя изданиями книги В.И. Белова «Лад», В. Солоухина «Письма из Русского музея», юбилейным изданием «Слово о полку Игореве: 800 лет» и фотокнигой «Лик Православия». Воспоминания Анатолия Заболоцкого о соратнике и друге «Шукшин в кадре и за кадром» вышли в совместном издании с В. Беловым в 2002 г.

Выставка фотокомпозиций «Жизнь подарила увидеть…» – итог почти 40-летнего творчества фотохудожника Анатолия Заболоцкого.

Анатолий Дмитриевич Заболоцкий после смерти Василия Макаровича Шукшина из кинематографического мира ушел в фотографию. Коллективное искусство кино он сменил на искусство фотографии, плод творчества одного мастера.

Создавая на фотопленке свой мир, он трудится наедине с природой. В скитаниях по градам и весям, зачастую пешком, с тяжелой ношей аппаратуры, в трудных погодных условиях, в ненастье и морозы, когда оптика потеет, измерительные приборы врут, а источники питания садятся, глаза художника выхватывают сюжеты, о которых он сам говорит: «жизнь подарила увидеть».

Мастер преподносит нам как бесценный дар красоту родной земли, красоту людей, живущих на ней, все, что мы в суете и спешке не замечаем, пробегая мимо, как нам кажется, по очень важным делам. Среди сюжетов фотокомпозиций невозможно найти легких, пустых; они все с глубоким смыслом: будь то портреты или пейзажи, «любимая глухомань», святые обители русской земли. С фотопортретов, сделанных Анатолием Заболоцким, открывающих глубины и родники душ, смотрят на нас лица детей, стариков, священников, монахов, ученых, писателей, актеров – каждый со своей пронзительной судьбой.

Рассматривая работы художника, проникаешься мыслью, что мастеру дана благодать любви ко всему, чего касается его взгляд, и этой любовью он щедро делится со зрителем. И от этого возникает щемящее чувство принадлежности к одним корням, одной земле, имя которой «Русь».

поделиться :