Владимир Фокин о режиссерах и героях нашего времени. Часть II

Владимир Фокин о режиссерах и героях нашего времени. Часть II

Мы продолжаем публиковать материалы беседы с Владимиром Петровичем Фокиным, народным артистом РФ, режиссером, сценаристом, профессором ВГИКа и членом жюри полнометражного игрового кино «Лучезарный Ангел» (первую часть беседы читайте ЗДЕСЬ ⇒).

 

– Владимир Петрович, давайте поговорим о современном герое. Кто он? Опросы зрителей показывают: 74% героев нашего времени не видят. Как бы вы это объяснили?

– Я и сам отношусь к этим 74 процентам. Знаете, какое-то время в молодежной среде это место занимал Данила Багров из фильмов «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. Наверное, потому, что герой Сергея Бодрова-младшего был носителем идеи справедливости и чести, без пафоса и фальшивых деклараций, о которых мы уже говорили. Несмотря на то, что в средствах он был, мягко скажем, не безупречен, благородные цели, к которым стремился Данила Багров, оправдывали в глазах молодых зрителей эти средства.

А что такое вообще «герой нашего времени», если не грузить его пропагандистскими клише? Это только название лермонтовского романа, или что-то большее? Сам Лермонтов к Печорину относится если не с некоторой иронией, то с «легким прищуром». Да, у Печорина есть некая протестность, причем не вымышленная, а реальная. Но это все переживал и сам Лермонтов – и ссылку по политическим мотивам, и дуэли и так далее. Вопрос – «герой ли Печорин?» – остается открытым.

В советские времена героями делали комсомольцев. Считалось, что они несут в себе какую-то миссию. В Великой Отечественной войне герои были, это безусловно и бесспорно. Они герои-победители, потому что жили в то время, которое от них потребовало выполнения высокой исторической миссии любой ценой, даже ценой собственной жизни. Но это герои военного времени, герои войны.

И сегодня, когда идёт военное противостояние, герои, конечно же, есть, мы узнаём о них из фронтовых сводок.

Но вы ведь спрашиваете о героях мирного времени. Сегодня такой герой как-то не просматривается. Я вообще не понимаю, что такое герой в системе капиталистических, или, как принято говорить, рыночных отношений. Когда большинство информационных потоков содержит в себе манки в сторону благополучия, ублажения плоти своей. Успех превыше всего, причем успех материальный и достигаемый любой ценой. К этому сводятся все ценности и все проблемы. С другой стороны, есть запредельная духовность человеческая. Это возвышенно, но от жизни довольно далеко.

Нет, я не берусь назвать героя нашего времени.

Я думаю, что сегодня как никогда раньше надо жить по Заповедям Христовым. Причем всем, верующим и атеистам, православным и католикам, христианам и иудеям, мусульманам и буддистам. Это общие ценности для всего человечества.

– Вы преподаете во ВГИКе. Можете сформулировать главные правила для тех, кто желает стать режиссером? Что самое важное в этой профессии?

– Это, наверное, самая сложная профессия из тех многих, которые мне пришлось осваивать в моей витиеватой жизни. Уловить способность к режиссуре невероятно трудно. Да, нужен талант, безусловно. Но в чем он должен проявляться? Мы отбираем будущих режиссеров по литературным способностям.

Например, студент должен уметь рассказать историю. Подчеркнуть характер персонажа, описать его, сформулировать. Построить конфликт, разработать различных героев «с лица необщим выраженьем», чувствовать ритм, темп, динамику… Это сложные вещи.

Конечно, очень важна образованность. Но бывает, что человек начитанный, «насмотренный», а выходит на площадку и становится совершенно беспомощным. Очень важно ассоциативное мышление, умение находить связи между явлениями. В головушке у него должен хорошо работать генератор случайных чисел, если выражаться компьютерным языком, для пущей вариабельности.

Надо много читать. Если этот навык с детства не привит, режиссером человек вряд ли станет. Я, когда учился в этом вузе, жил довольно далеко, приходилось долго ездить на занятия. И в транспорте прочитал кубометры книг. Сегодня ребята приходят слабо подготовленными. Я абсолютно убежден во вредоносности нынешней системы образования, которая зациклена на подготовке ребят к ЕГЭ, а не на развитии личности. Мы напрасно отказались от советской системы образования, и я надеюсь, что рано или поздно хватит здравомыслия и энергии у людей, принимающих решения, чтобы к ней вернуться. И не выпускать из школы людей, которые не умеют ни анализировать, ни мыслить, ни формулировать свою позицию. А для режиссера такие навыки чрезвычайно важны.

– И как же вы учите студентов, которые не получили в школе нужных знаний?

– Дело в том, что я руковожу тремя Мастерскими: это 1-й, только что набранный актерский курс здесь во ВГИКе, 3-й актерский в нашем ростовском филиале, плюс в октябре выпускаю режиссерскую Мастерскую, параллельно знакомясь с творческими работами абитуриентов следующего режиссерского набора, которые они по правилам приёма присылают на первый отборочный тур – заочный конкурс. Так вот, отвечая на ваш вопрос, должен сказать, что все начинается с заполнения пробелов, пустот, белых пятен – называйте как хотите – в их образовании. Они должны напитаться хотя бы минимальными художественными знаниями.

Дело в том, что они практически не знают отечественного кино, не только советского, но и постсоветского российского и европейского, потому что весь прокат сожрал американский кинематограф.

Я всем объясняю: как бы вы ни любили «Гарри Поттера» или «Властелина колец», вы все равно будете снимать русское кино. Поэтому вы должны знать русскую историю и русское искусство. Тогда у вас будет шанс снять хорошее кино.

Если знать не будете, вы получите что-то среднеарифметическое между американским и советским. Оно не будет ни русским, ни европейским. У меня есть список из 100 фильмов, и я предлагаю студентам их смотреть.

И, главное, обсуждать все составляющие – изображение, звук, музыку, актерские работы и так далее, все от начала до конца. И у них глаза просто кубическими становятся, когда они знакомятся с шедеврами советского кино, о существовании которых даже не подозревали. Ребята на глазах растут интеллектуально, их души наполняются тонкими смыслами, эмоциями, потребностями в новых знаниях и умениях.

Вот в этом году я выпустил замечательный актерский курс, мощнейший просто. С огромным репертуаром. Ребята играли пять дипломных спектаклей, в том числе «Зойкину квартиру» Булгакова, «Темные аллеи» Бунина, трехчасовую постановку «Вишневого сада» Чехова, «Бесов» Достоевского. Телеканал «Культура» сделал фондовую запись «Вассы Железновой» – уникальный случай, и я этим очень горжусь.

– Есть ли у вас пожелания участникам, зрителям и организаторам фестиваля «Лучезарный Ангел»?

– Участникам фестиваля, творцам и организаторам… Давно, еще с юности я запомнил японскую поговорку, которую рекомендую всем ученикам в качестве девиза на жизнь: «Прежде чем начать писать, посмотри, как красив чистый лист бумаги». Это относится ко всем творческим профессиям, в том числе и к людям, которые делают кино.

Зрителям желаю хороших талантливых картин, которые будут рождать в них глубокие эмоции, побуждать к серьёзным размышлениям, ненавязчиво, но эффективно прививать им любовь к Родине.

Александр Трушин

поделиться :